«ПРАЗДНИЧНОЕ ДЕТСТВО: Рождество Христово»
Аудиоцикл культуролога Анастасии Абрамовой при участии священника Ильи Боярского «ПРАЗДНИЧНОЕ ДЕТСТВО: Рождество Христово» о праздниках Православной Церкви в жизни современной семьи. Рождество Христово.
Часть 1. (скачать)
Часть 2. (скачать)
Часть 3. (скачать)
Часть 4. (скачать)
Часть 5. (скачать)
Часть 6. (скачать)
Часть 7. (скачать)
Часть 8. (скачать)
Часть 9. (скачать)
Часть 10. (скачать)
Часть 11. (скачать)
Часть 12. (скачать)
Часть 13. (скачать)
Расшифровка аудиозаписи:
Аудиозапись «1. У иконы Рождества»
00:00:00
– По благословению митрополита Рязанского Марка Московский центр для детей и родителей «Рождество» представляет… (Анастасия Абрамова)
– Праздники православной церкви в жизни современной семьи. (Илья Боярский)
– В студии – священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати Апостолов в Ховрине, отец 4-х детей. (Анастасия Абрамова)
– И культуролог – Анастасия Абрамова. Сегодня мы будем говорить о празднике Рождества Христова; о том, как провести рождественский сочельник и встретить с семьей день Рождества; о том, как подготовить детей к праздничной церковной службе; что пояснить, на что обратить внимание, что почитать дома, что послушать, в чем разобраться; о том, что можно сделать своими руками вместе с детьми, как порадовать близких на Святках; и о том, каким может быть домашнее празднование. (Илья Боярский)
(00:01:10 – 00:01:46 – звучит музыка)
– Итак, как же рассказать детям о празднике Рождества Христова? Ну, для этого у нас есть целая длинная дорога Рождественского поста, каждый ли вечер или воскресными днями/вечерами, когда семья может собраться вместе – или мама вместе с детьми, или папа – зажжем свечу, сядем перед иконою Рождества или над страницей иллюстрированной Библии. Это очень хорошо делать в дни Рождественского поста, день за днем, или хотя бы каждый воскресный день и, конечно, же, в канун сочельника, последнего дня перед Рождеством Христовым – так, чтобы празднование Рождества у нас не утонуло во всякой мишуре и блестках, чтобы в центре праздника, сердцем его, был сам Христос.
Как говорить с детьми о Рождестве? Ну, во-первых, вслушаемся в само слово «Рождество». Для самых маленьких оно может быть не очень привычным. Что оно означает? «День рождения», – догадаются дети. Правильно, Рождество Христово – это день рождения Богомладенца Иисуса Христа». Что это значит? Это значит, что родился Всемогущий Бог, Творец мира. Но он был всегда, как же он мог родиться? Поскольку Бог Всемогущ, он может все, может и прийти к людям так, как младенец, родиться от Девы Марии. Дева Мария становится Его Матерью, Богородицей. «Вот давай с тобой», – мы скажем детям, – найдем Богомладенца на иконе, где он? Верно, в самом центре, младенец, лежит запеленатый белыми пеленами подле Богородицы. В мир родился тот, кого долго ждали, Спаситель – сам Бог, тот, кто вновь для людей откроет дверь Рая». (Анастасия Абрамова)
– И тут у детей часто возникает целый ряд вопросов: «Почему «Спаситель»? «Спаситель» – это значит, что он кого-то спасает? От чего? Почему его долго-долго ждали, для чего? Откуда знали, что он, рано или поздно, придет? Почему он вновь откроет двери Рая для людей? Когда же и отчего стали закрытыми?». (Илья Боярский)
– Где мы уйдем искать ответы на эти вопросы? (Анастасия Абрамова)
– Следует обратиться к Библии, к самому ее началу, Книги Бытия, где рассказывается о сотворении мира и первых людей – Адама и Евы. Но для детей надо взять детскую Библию. Берем, читаем и пересказываем. (Анастасия Абрамова)
– А с самыми маленькими разглядываем иллюстрации и комментируем. Нас интересует Книга Бытия, самое начало Библии, книги книг. О чем читаем? О чем рассказываем? (Илья Боярский)
– О том, как прекрасен был райский сад, где жили Адам и Ева, как все прекрасно создал наш Отец Небесный, Бог. Прочитаем и рассмотрим, как люди отвернулись от него, они нарушили всего лишь одну-единственную заповедь и совершили первый грех. Мы узнаем, как из-за этого они потеряли рай, как они потеряли способность различать, где добро, а где зло. (Анастасия Абрамова)
– И как Бог закрыли для них вход в райский сад, но дал свое обещание, что однажды он пошлет в мир к людям Спасителя, который вновь откроет врата Рая для всех, кто стремится быть с Богом, навсегда откроет. Как это будет, когда? Тогда никто из людей еще об этом не знал. (Илья Боярский)
– И как раз в дни Рождественского поста хорошо вспомнить о том, как всю историю человечество ждало это событие, когда придет Спаситель. Вспомнить о пророках, которых Господь посылал, чтобы сказать: «Люди, ждите, готовьтесь, скоро придет Иисус Христос, Спаситель Вселенной». (Анастасия Абрамова)
– Посмотрим вместе с детьми, сколько же времени понадобилось, чтобы обещание Бога о приходе Спасителя исполнилось. Это можно сделать так: найдем ту страницу Библии вместе с детьми, где изображено Рождество Христово – вот он, Спаситель, пришел. Покажем от самых первых страниц, которые мы читали, – там, где Адам и Ева, где двери Рая закрылись перед ними, покажем, сколько страниц от самых первых страниц, до страниц о Рождестве Христовом, перелистнем их. Они будут шелестеть одна за другой, это ни дни идут, ни года, это века идут, страниц очень много, вот сколько, толстая какая книга, а времени прошло еще больше. Но вот, наконец, Спаситель пришел в мир, Он родился как младенец от Девы Марии, и Она стала Богородицей, – той, которая родила Бога. (Анастасия Абрамова)(с 00:07:03- 00:07:39 звучит музыка)
– Спаситель ассоциируется со словом «спасатель», то есть – спасать людей. От чего же Христос спас нас? (Илья Боярский)
– Когда дети размышляют о спасателе и Спасителе, то у них рождается ассоциация: Спаситель/спасатель – тот, кто спасает людей, оказавшихся в беде. И это верно, так и есть, что за беда? (Анастасия Абрамова)
– Беда – это, прежде всего, грех, зло. Вот от чего он нас спасает. И весь Рождественский пост мы как раз и думаем о том, что именно наше зло, наша беда, в чем наша проблема, и мы это с детьми как раз обсуждаем. (Илья Боярский)
– Что нас разлучает с Богом? Беда – удалиться от Бога, забыть о нем, забыть об источнике всякого добра и света, и погрузиться в свои грехи, в свои страсти, научиться уклоняться от зла и делать добро, вот от чего нас спасает Спаситель, от этой беды. Мы положим к иконе Рождества веточку елки и обязательно обсудим, почему на Рождество наряжают именно елку. Потому что вечнозеленые ветви ели – это и есть напоминание о том, в какую жизнь нам открывает дорога Рождеством, а затем и Воскресением из мертвых Христос. В какую жизнь? В вечную, которой конца не будет. «Вот со всех деревьях листочки опадают», – скажем мы детям, – напоминают о том, что все в мире кончается, напоминают нам о бренности, а елочка, она говорит о вечности, вечно зеленые ее веточки об этом нам напоминают. Вот поэтому мы, христиане, украшаем елки, и в храме, и дома, напоминание нам такое: человек, ты в вечности живешь, вот и ищи туда дорогу. потому что есть всего два пути в жизни – принять того, кто нам эту дорогу открыл, или отвергнуть, и каждый человек свой путь выбирает». (Анастасия Абрамова)
– И если маленькому ребенку, наверное, еще не следует рассказывать подробно, то более старшим детям можно поговорить и о смерти, что Христос пришел спасти нас и от смерти тоже, дать нам вечную жизнь, как раз на примере этого дереве вечно зеленого – елки. (Илья Боярский)
00:10:00
– Ну, что ж, в день Праздника в храме, на аналое, в центре храма будет, конечно же, лежать икона Рождества Христова, и дети наши увидят, как к ней все тянутся, идут молящиеся, чтобы приложиться, помолиться. Такая икона, возможно, есть и у вас в доме. Что на иконе мы увидим, о чем она нам расскажет? (Анастасия Абрамова)
– Икон Рождества Христова множество. С малышами будем рассматривать наиболее простое изображение, более живописное, то, где над яслями с Младенцем склонилась Богородица и старец Иосиф, а рядом – пастухи, волхвы, может быть, какие-то животные, овечки, козлики. Но со старшими детьми обратимся к другому изображению – иконописному, там, где пещера Рождества в центре, а вокруг множество событий и их участников, и Ангелы, и волхвы, и пастухи, и чуть в стороне, внизу, Иосиф, и некто перед ним, а в другом уголке – женщина с купелью и младенцем. Столько всего, столько событий на одной иконе. (Илья Боярский)
– О чем нам эта икона рассказывает? Вот в ней открываются важнейшие духовные смыслы праздника Рождества Христова и ответ на самый главный вопрос, вопрос, который задает себе человечество многие сотни, тысячи лет, со времени Рождества: кто родился, кто этот младенец? И у Церкви есть ясный ответ на этот вопрос, вот с ним и будем разбираться, вместе с нашими детьми, обращая внимание на важные детали. (Анастасия Абрамова)
– Начнем с того, что найдем на иконе самого Иисуса Христа. Его фигурка самая маленькая на иконе, хотя он – главный виновник этого торжества. Почему столь маленьким, туго завернутым в пеленки и кажущимся таким беспомощным, изображен он на иконе? О чем это должно нам сообщить? Это важно, что это за сообщение: мы видим, что Сын Божий приходит в мир не в своем величии и блеске, в силе, с молниями, с громом и со страхом, а он приходит тихо и скромно, как в церковном языке сказано – со смирением, почти незаметно приходит для того, чтобы самому послужить людям, а не чтобы Ему служили как царю, чтобы спасти людей от вечной смерти. Вот почему фигурка Христа так мала на иконе. (Илья Боярский)
– А затем можно предложить детям внимательно рассмотреть их воображение в поиске, начинается исследовательская работа, мы исследуем, ищем те знаки, которые подскажут нам о том, что младенец, родившийся у Марии необычный мальчик, которые рождаются у матерей, что это за знаки? Будем их искать. Первое, на что обращают обычно внимание дети, это нимб вокруг головы Богомладенца. «Конечно», – мы скажем, – да, верно, ты верно отметил, нимб – это знак, условное обозначение сияния, символ света, святости. Но нимбы ведь изображается вокруг головы и святых людей, а перед нами лежит в яслях Бог, значит, должны быть еще какие-то знаки, давай дальше рассматривать. Ищем знаки того, что этот младенец не только человек, но и сам Бог». Что это за знаки? (Анастасия Абрамова)
– Мне кажется, что дети, прежде всего, видят ангелов, что вокруг младенца много-много ангелов, целый ангельский хор славит Христа. Значит, совершается что-то необычное, чудесное, и мы в эту Рождественскую ночь тоже, вместе с ангелами, будем петь песню рождения Спасителя. Будем петь так: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». (Илья Боярский)
– Играем в переводчика, обращаем внимание на некоторые слова и выражения, которые, может быть, малышам не сразу понятны, проясняем их смысл. Ну, вот, например «в вышних», «слава в вышних», «вышних» – это где? (Анастасия Абрамова)
– Обитающий на небесах. (Илья Боярский)
– А что значит «в человецех благоволение»? Что это значит? (Анастасия Абрамова)
– Это значит, что Бог возлюбил людей и посылает им свою благодать. (Илья Боярский)
– То есть, получается: «Слава Богу, обитающему на небесах, возвещаем на земле мир в тех людях, которых Бог возлюбил». Давайте послушаем эту ангельскую песнь, споем ее дома вместе с детьми, а потом будем ее петь в храме, дети ее сразу узнают и подпоют, ведь это ангельская песнь Рождественской ночи, начальное, первое молитвословие православное утрени. (Анастасия Абрамова)
(00:14:44- 00:15:05 – звучит музыка)
– Дети разглядели ангелов, и тут можно сказать: «Ангел – это значит «вестник». И вообще, в Библии, которую мы с тобой читали, рассматривали, говорится о том, что ангелы приносят люди вести, вести от их Создателя, они служат Богу, ангелы приносят людям вести от Бога». И тут хорошо вспомнить разные важные вести, которые приносили ангелы людям. Можно вместе рассмотреть иконы или иллюстрации к соответствующим событиям в Детской Библии. Вот старших детей можно спросить: «Давай вместе вспомним, когда ангелы еще приносили людям важные вести, что это были за события такие? Вот помнишь, ангел изображается с белой лилией в руках, стоит перед Девой Марией, что это за весть такая? Это событие Благовещения. Что за весть принес ангел Деве Марии? О том, что у нее родится Сын Божий». (Анастасия Абрамова)
– Можно вспомнить и о Пасхальной вести, о гробе пустом и ангеле, сидящем на гробе. (Илья Боярский)
– «Что за весть ангел принес Мироносицам? Вспоминаешь?», – спросим мы у ребят. Они или вспомнят, или мы расскажем, зачем искать живого среди мертвых, весть о том, что Христос воскрес. (Анастасия Абрамова)
– «А весть о Рождестве всем ли принесли ангелы, всем они сказали или только избранным? К кому они обращаются на этой иконе, к кому обращена их весть?». (Илья Боярский)
– «И давай приглядимся», – скажем мы, – давай посмотрим, кто-то их внимательно слушает». И, как правило, ребята узнают кто это, они говорят: «Вот какие-то простые люди, в простой одежде, а кто-то с посохом, а рядом овечки, наверное, они их пасут – пастухи». – «Верно, вот у одного уз них голова приподнята, верно, они слушают чудесную ангельскую весть: ныне, в городе Вифлееме родился вам Спаситель, пойдите и поклонитесь Ему». Идут немедля, без сомнений, идет к вертепу, к Младенцу. (Анастасия Абрамова)
(00:17:11 – 00:18:14 – звучит музыка)
– Какие еще знаки мы можем увидеть на иконке? (Илья Боярский)
– Да, ищем знаки того, что совершается чудесное событие, вместе с нашими детьми. Об этом свидетельствует еще один очень важный и любимый детьми знак: вот как ангелов любят дети, вестников Рождества, которые украшают наш дом, так и зажигать разные огоньки, а ведь это такой образ, тоже, важного рождественского символа, важного знака – звезды. Сияние огоньков, гирлянд, звездочки, которыми мы украшаем наши дома и рождественские открытки, это как бы отблеск той самой звезды, чудесной, взошедшей в ночь Рождества.
«Давай приглядимся», – мы скажем своим детям, – вот, посмотри, видишь, вверху над головой Христа изображен как бы такой голубой, голубоватый светящийся полукруг, что это? А это условное изображение неба, в небе сияет Вифлеемская звезда, невиданное раньше небесное явление, о нем и сегодня астрономы спорят, что это такое было, такой яркости и силы появилась звезда на небосклоне перед Рождеством Христа. А теперь посмотри, куда же протягивает эта звезда свой луч». «Прямо к Младенцу», – говорят дети, – как будто лучик указывает на Него». «Верно, это знак, что небо открылось, протянуло как бы луч свой на землю, соединилась с землей, и с нами через этого Богомладенца, как бы мост такой теперь открыт для нас». (Анастасия Абрамова)
– С детьми же постарше можно обсудить, поговорить о том, что была эта звезда как атмосферное, природное явление. (Илья Боярский)
00:20:03
– Потому что дети, когда становятся старше, им становится интересна уже астрономия, космос, все, что с этим связано. Можно сказать, что есть несколько мнений, в том числе и у наших святых отцов в Православной Церкви, что, к примеру, Иоанн Златоуст считал, что звезда – это только внешний вид, а нас самом деле это был ангел, который сиял ярко-ярко, и показывал дорогу волхвам. Некоторые святые отцы, более современные, в том числе, некоторые ученые, считают, что эта звезда была соединением, парадом планет, то есть видимое соединение в небе нескольких планет сразу, поэтому дали такой яркий, необыкновенный свет. Некоторые ученые считают, что это был взрыв сверхновой звезды, вот с детьми постарше, которым 12-13 лет, можно рассказать и об этом, что как раз примерно, приблизительно в дату Рождества Христова, ученые считаю, что взорвалась сверхновая звезда, которая была видна на всей планете. (Илья Боярский)
– А на иконе мы с вами обнаруживаем, что этот знак видят, и спешат найти Богомладенца, спешат поклониться Ему, кому звезда указывает путь к пещере Рождества? Ангелы пастухам, а звезда кому? Давайте посмотрим вместе с детьми, и самые малыши сразу скажут: «Вот лошадки, кто-то скачет, верно, вот они торопятся, скачут на лошадках». Некоторые иконы изображают этих всадников на верблюдах, сколько их, давайте посчитаем вместе с детьми: раз, два, три, трое. «Это три мудреца, – скажем, – три волхва. Вот смотри, на них дородные плащи, шапки, и обрати внимание, кто впереди?», – «оказывается, самый старший», – «как ты догадался?», – «вот он, седобородый», – «а за ним?», – «тот, кто помладше», – «а о последнем, самым третьем?», – «самый молодой, еще безбородый». Это тоже знак, знак о чем? Что спасение, Откровение о приходе Бога дается людям, независимо от возраста, от жизненного опыта – и старым и молодым, и премудрым, как волхвы, и простецам, как пастухи.
И вот смотри и скажи, волхвы спешат ко Христу не с пустыми руками, они несут ему дары, вот их хорошо можно разглядеть на другой иконе, например, на иконе поклонения волхвов, или дары волхвов, или здесь, на иллюстрации детской Библии. Не просто так выбрали дары для Младенца волхвы. Что это за дары? Это тоже определенный знак, свидетельство о том, кто же тот, для которых эти дары предназначены. Злато – как Царю царей, ладан – как Богу, а смирна, это такое ароматное маслице, которым помазывался человек умерший, значит, в яслях лежит тот, кому предстоит умереть, но мы знаем, что своим Воскресеньем победить смерть, людям открыть путь в жизнь верную.
А вот еще один знак, который тоже важно разглядеть на иконе, – волхвы изображены отдельно от пастухов. Что это за знак? Волхвы и пастухи – это разные народы. Пастухи откуда? Вот они пасли овец на полях, близ города Вифлеема, то есть они жители Израиля, а народ израильский, это тот народ, которому было дано откровение о том, что придет Спаситель в мир, то есть там Спасителя ждали, заповеди Бога хранили, и помнили. А вот волхвы, они совсем из других краев и из других народов, и эти народы мы называем языческими, то есть те, которые забыли о Творце мира, те, которые верят, что мир создан и миром правит множество разных богов, они забыли о том, кто же истинный Бог. И вот теперь все эти народы, все эти племена могут найти Христа, они к Нему приходит, Господь их связывает воедино. Христос дает начало новому роду человеческому, христианам, Церкви Христовой.
Вот мы смотрим, смотри, как они все торопятся, спешат на встречу к Христу, ну и мы поспешим дорогой рождественского поста, свои дары принесем. А что больше всего угодно Богу? Мир в нашем доме, в наших сердцах, чтобы там не обиды, капризы, упрямства жили, чтобы в нашем доме светились улыбки мамы с папой как звездочки, а не огорчения их и слезы. И вот так потихонечку прибавляя радости в нашем доме, дальним и близким прибавляя радость, тогда мы будем с чистым сердцем идти вперед к Рождеству и петь вместе со всеми, кто к Нему спешит, кто к Нему стремится. Петь так, как зовет наша Церковь: «Христос рождается, славьте, Христос с небес – встречайте, Христос на земле – возноситесь, пойте Господу вся земля, люди, воспойте в радость, ибо Он прославился». Это строчки из замечательного песнопения, дети его, обычно, очень любят, но и взрослые, конечно его любят, это слова ирмоса Рождественского канона. Вы обратите внимание с детьми на эти слова и потихонечку учите, распечатайте крупным шрифтом рядом с иконой Рождества, с иконным уголком, и потихонечку учитесь подпевать.
(00:25:55 – 00:26:25 – звучит музыка)
Вот что разглядим вместе детьми, скажем: «давай посмотрим вместе, смотри, младенец Христос изображен на иконе не только в яслях, он изображен дважды, давай найдем где». В нижнем, как правило, правом углу иконы ребята обнаружат, что в руках у женщин над купелью с водой вновь мы видим изображение младенца, женщины как будто омывают Его. Зачем иконописец изобразил Христа дважды? Предложим детям сравнить: вот младенец в яслях, а вот в руках у женщин. Давайте приглядимся, в чем разница? Ребята говорят: «Ну, в яслях Он лежит маленький, спеленатый, видна только головка», — «а на руках у женщин?», просим мы, — «а тут мы видим Его тельце: ручки, плечи, все как у любого младенца», — «и вот это очень важный знак, который мы с тобой нашли, это знак о том, кто Христос, кто же Он – Он истинный Бог, и мы видели чудесные знаки об этом, и в то же время он истинный человек, как ты и я, вот кто Христос». (Анастасия Абрамова)
– Есть еще два важных момента, которые можно найти на иконе, дети часто их замечают. Почему Богородице отвернулась от Младенца? Этот вопрос их очень часто беспокоит. Можно объяснить, особенно старшим детям так: «Богородица таким образом как бы указывает, что тот, кто лежит в яслях, пришел не для материнской радости, Он пришел в мир к людям, а не только к Ней, а Она Его смиренно вручает воле Отца Небесного.
Второй же момент связан со старцем Иосифом. На некоторых иконах, которые написаны в иконописном стиле, он изображен не один, а рядом – какое-то маленькое непонятное существо, как будто человечек. Кто это такой, или что это такое? А это очень интересно, в том числе и для взрослых. Вот это маленькое существо – это сомнения Иосифа. Так иконописец изобразил переживания, которые внутри него происходят. Лучше сказать: слой помысел, помысле. Откуда же этот Младенец? Кто Он? Почему Дева Мария родила младенца? Кто Его Отец? И мы знаем из Библии, из Евангелие, что этот злой помысл Иосиф победил, что, несмотря на эти переживания и внутренние борения, он принял с верой то, что произошло с Девой Марии, и то, что рожденный от Нее, это Сын Божий. (Илья Боярский)
– Но многие премудрые люди, которые вглядываются в это иконописное изображение, с сюжетом сомнения Иосифа, справедливо отмечают, что так, на протяжении сотен и тысяч лет, многие люди в мире сидят в той же позе, что и Иосиф, сомневаясь, переживая и задавая вопрос: «Кто же тот, кто родился, кто же тот, кто лежит в яслях?». Ну, мы с вами разглядели важные знаки, указывающие, что перед нами Богомладенец Христос, истинный Бог, и истинный человек. (Анастасия Абрамова)
Аудиозапись «2. Вестники праздника в нашем доме»
00:00:00
– Вестники праздника в нашем доме – они появляются мало-помалу, день за днем, готовить к празднику Рождественским постом, украшают дом в последние дни перед Рождеством, каждую неделю беседы у иконы. Мы понемногу узнаем что-то новое о Рождестве, и приносим в наш дом символы праздника, вестники его. Вот у каждого праздника есть свои вестники, символы, его нарядная атрибутика – то, что мы, как правило, делаем своими руками, и дом наш от этого немного преображается. Вот мы разглядывали иконы Рождества и назвали все те вестники, которые преображают дом христианина, готовящегося к празднику Рождества.
Первый вестник – это звезды, они нам позволяют говорить и вспоминать о чуде Вифлеемской звезды. Мы их подвешиваем с потолка на ниточках, на лесках, собираем в колышущееся мобиле, собираем на оконное стеклышко прозрачное, звездочку можно сделать так. Они напоминают нам о том свете, за которым встали и пошли мудрецы из дальних земель. И мы тоже на эти звездочки сморим и возносим свои глаза к звезде Рождества, помним о том, кого надо нам искать.
Следующие вестники – это фигурки ангелов. Если каждый из нашей семьи сделает одного ангелочка из бумаги, золотой фольги, повесит его на обруч из еловых ветвей, или можно взять ветви березы, они очень гибкие, их скручивают жгутом таким, обручем, и переплетают красивой голубой или белой лентой, получается такой венок, а к нему уже подвешиваются фигурки ангелов. Если каждый сделает одного ангелочка, то получится целое ангельское воинство в нашем доме.
Но еще вестниками праздника являются те песнопения, которые потихонечку уже звучат в каждом православном доме, в таких христословиях, которые еще не радостные торжественные, которые на святках зазвучат, они такие лиричные, напевные, как колыбельные. Кстати, их можно петь как колыбельные, когда дети засыпают. Вся история Рождества как бы разворачивается, и вообще, наша приготовительная к Рождеству традиция, она вся поющая, мелодичная.
(00:02:42 – 00:03:58 – звучит музыка)
Ну, это мы так, напели с отцом Ильей фрагмент замечательного христославия, действительно, многими очень любимого, но… (Анастасия Абрамова)
– Мы напели для того, чтобы родители не стеснялись, раз мы петь не умеем и спели, то значит, и вы сможете своим детям. (Илья Боярский)
– Но обратите внимание, что вот когда вы рассказываете, например, о событиях Рождества, то такие песенные иллюстрации могут быть прекрасными комментариями, дополнениями, и уже будет что петь на Рождественском празднике, на святках, уже сердце запевает, потому, что в этом христословии вся история рождественской ночи рассказывается.
Еще, конечно, очень важно слушать с детьми песнопения Праздника, заранее распечатать крупным шрифтом, повесить рядом с иконным уголком, и потихонечку готовиться к участию в праздничном богослужении. Тут речь идет о церковных песнопениях. Играйте в переводчика: обращайте внимание на те слова, на те выражения, которые могут быть не совсем понятны младшим, переводите, слушайте, как они воспринимают слово, и давайте правильное толкование. Это и Величание праздника, и тропарь, и кондак, подпевайте. В нашей аудио программе Величание, и тропарь и кондак вы можете найти на определенной дорожке. (Анастасия Абрамова)
Аудиозапись «3. У домашнего вертепа»
00:00:00
– Для большинства православных детей все-таки главный атрибут Рождества – это домашний вертеп. Как сделать вертеп? (Илья Боярский)
– И не только, между прочим, для православных, потому, что вертеп, условное изображение Рождества, это некая проповедь, некий рассказ о том, что же празднуют православные люди.
Ну, что же, как сделать вертеп? Начинаем с детьми творить вертепное пространство. Тут нужны папины руки. Возьмем коробку из под телевизора, например, ну, какую-нибудь коробку побольше, большие кисточки. Начинаем вместе с детьми раскрашивать. В какие цвета, дело понятное – раз это условное изображение пещеры, значит, нам нужен коричневый, серый, черноватый, бурый, зеленый, камни.
Вообще, интересно, как выглядела пещера, что такое пещера, как она устроена, какой была пещера рождества, и что вообще сейчас на том месте в Вифлееме? Тут хорошо заглянуть на определенные сайты в интернете, особенно старшим детям это необыкновенно интересно – путешествие в сегодняшний Вифлеем. Продолжаем строить пещеру. Мы из коричневого пластилина декорируем эту коробку: наносим пластилиновые жгуты на ее поверхность, уже раскрашенную, подсохшую, а дальше прикрепляем, например, скорлупки от фисташек, вполне себе постная еда, орехи едим, скорлупки не выбрасываем, мы из них будем декорировать пещеру Рождества. (Анастасия Абрамова)
– А можно сделать еще проще. Берем монтажную пену и все заливаем, а потом раскрашиваем. (Илья Боярский)
– Вот это очень по-мужски, вот тут просто без папы никак не обойтись. Выносим эту нашу коробку на лестничную клетку, стелим газеты, выходит папа, засучив рукава с монтажной пеной, дети, все повязывают повязки такие, чтобы не надышаться какими-нибудь вредными парами, но начинается подлинная, на самом деле, детская радость и волшебство. Эта монтажная пена образует накипь, повторяющую форму природную. Дальше надо дать возможность пене подсохнуть и раскрасить золотой, серебряной краской. Еще папино дело очень важное, в связи с вертепом, папы точно знают, как засветить вертеп изнутри.
Представьте, потом уже, в самый день Рождества, дети увидят икону Рождества в вертепе, а до дня Рождества вертеп будет как бы пустой, там могут животные обитать, пастухи. Но вот папы точно знают, как провести нить гирлянды с большой лампочкой внутрь вертепа таким образом, чтобы свет падал на изображение младенца, золотой нимб тогда над Ним засияет, засветится, и весь вертеп будет светиться изнутри особым светом. (Анастасия Абрамова)
– В хозяйственном магазине можно найти светодиодные лампы на аккумуляторах или батарейках, их хватит на весь праздник, на 2-3 недели, она не сядет, будет ярко светить, и не нужно никаких проводов. (Илья Боярский)
– Прекрасные занятия для старших мальчиков, для подростков и пап в семье. Ну, а девочкам, мамам, внутри выкладываем прошлогоднюю травку, например, мешковину, сено, можно даже коврики сплести, такое девчачье рукоделье на Рождественский пост. Лепим или вырезаем из картона барашков, овечек, можно сделать ослика. Если вы не владеете техникой валяния шерсти, но берем старый добрый пластилин, лепим условные фигурки, на спичечках ставим тельце, получаются ножки, головка, а дальше нам в помощь синтепон, вата, можно далее некоторые старые подушки, набитые шерстью немножко растеребанить, и пластилин обложить нитями ваты, синтепона, этой старо шерсти. Потом можно покрасить: взять кисточку нужно цвета, и у нас получится целое стадо. Занимаемся овцеводством, ослиководством, у нас к Рождеству получится целое для пастырей занятие.
Делаем ясельки, рассказываем заодно, что это такое, что это кормушка для скота. Но младенца там нет, он появится на Рождество. И заодно вспоминаем с ребятами, сколько дней осталось до праздника, что еще нужно успеть, договариваемся, что нужно успеть, для того, чтобы навести порядок в доме, для того, чтобы порадовать бабушку, дедушку, сюрприз маме, сюрприз папе, какие подарки нужно успеть приготовить и кому, сверяемся с календарем. Дети очень и очень ждут, и тут вертеп может выступать тоже, как своеобразный календарь. Вот мы сделали его, поставили либо под иконами, или на подоконник на кухне, если там чаще всего, на кухне собирается семья, постелили под вертеп белую ткань, сверху установили на вертеп звезду, сделанную на красивой палочке от барбекю, фигурки ангелочков. Вот почти все готово.
Но еще не хватает того, к кому в этот вертеп стекаются гости – пастухи и волхвы, и кого ждем мы. Чтобы вертеп стал своеобразным календарем ожидания Рождества, фигурки пастухов и волхвов нужно расположить не в вертепе, и не сразу подле него, а на некотором расстоянии, подоконник у нас большой. И вот за несколько дней до Рождества начиная от дня нового года, последние денечки, чтобы нам подготовиться к Рождеству, мы день за днем, как бы шаг за шагом, приближаем пастухов к вертепу, и они, кстати, идут быстрее, приближаем волхвов.
И вот, уже в канун Рождества, в сочельник рождественский, пастухи и волхвы оказываются у самого входа в вертеп. Дети очень-очень ждут, когда же этот вертеп засияет, когда радость по всему миру о Рождестве Христа разольется. И вот когда мы, например, придем после храма после праздничной ночной Рождественской службы, то обнаружим наш вертеп преображенным. Пап или мама, или старшие браться, сестры, тайком, пока малыши не видят, уже обвили гирляндой вертеп, золотую фольгу положили во внутреннюю его стенку, и поставили туда внутрь икону Рождества, зажгли огонечек.
Не надо заполнять пространство вертепа куколками, хотя, такая традиция есть на Западе, в некоторых областях России, разные вертепы из дерева, но тут дети маленькие, и очень важно воспитание благочестивого отношение к изображению Господа, Божьей Матери. У нас есть прекрасный образ – икона, и пусть у детей запечатлеется. Может быть, та икона, которую мы ставим внутрь вертепа с изображением Святого Семейства, не та, о которой мы вели речь в начале программы, такая сложная, многосюжетная, а только Богородица, Младенец, Иосиф – есть такие прекрасные изображения.
И вот дети в праздничную ночь или утро, видят – все сияет. Где пастухи? Они внутри вертепа. Где волхву? Вот они. Домашние животные смотрят на ясли, и часто дети торопятся принести к вертепу все игрушечные животные, которые есть в доме. Вот всех посадить туда, лицом к яслям, и овечек и осликом. И мишек, и даже крокодилов. И вот мы тоже с детьми стали перед вертепом и запели. (Анастасия Абрамова)
Аудиозапись «4. На праздничном Богослужении»
00:00:00
– Что происходит в храме на праздничной службе, на что обратить внимание? Тут стоит обговорить важный момент: когда вы с детьми идете на службу, ночью или утром, подумайте, это ваши дети, выдержат ли они ночную службу. Конечно, лучше всего идти на праздник ночью, но, конечно, если есть такая возможность, вы знаете храм, или знаете место в храме, где ребенку будет спокойно, где он может посидеть во время службы, если устанет, может быть, даже немножко поспать, если он совсем маленький. Лучше идти на ночную службу, это тот праздник, то событие, которое останется у вашего ребенка на всю жизнь в воспоминаниях, он всегда это будет вспоминать с любовью и восторгами. (Илья Боярский)
– Что же происходит во время, например, совершения чина славления Христа? Вообще, что такое навечерие Рождества? Давайте обратим на это внимание наших детей. (Анастасия Абрамова)
– Детям постарше можно сказать, что праздник Рождества, на самом деле, начинается уже в сочельник. В сочельник в конце службы все духовенство, весь народ, собираются вокруг иконы Рождества Христова, поется уже в сочельник праздничный тропарь и кондак, зажигается сочельниченская свеча рождественская, перед иконой. Такую же свечу, придя домой со службы, если вы пошли на службу в сочельник, можно поставить и дома.
Ночью же служба будет непростой, вместо обычного нам Всенощного Бденья будет служиться служба, которая называется «Великое повечерие». Особенно она красива, когда в храме стоят ели, мерцают гирлянды либо дождик, потому, что эта служба совершается в темноте. И только в определенные моменты открываются Царские Врата, и зажигается весь свет, в этот момент в храме поются праздничные песнопенья. Торжественное песнопенье «С нами Бог», тропарь Рождества Христова и кондак праздника. «С нами Бог» – это момент, когда открываются Царские врата, когда выходит чтец и громко, торжественно возглашает: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся: яко с нами Бог». (Илья Боярский)
– А вот как объяснить детям, почему света нет, почему ничего не горит? (Анастасия Абрамова)
– Можно сказать: «Представьте себе, что мы сейчас в той само пещере, а свет зажигается, это символ того, что Христос родился, с нами Бог, мы ликуем. И в то же время, что ты сейчас перенесся туда, на 2000 лет назад, что ты сейчас в той самой пещере в Вифлееме». И у детей возникают такие впечатления необыкновенные. Тут нельзя не сказать и о вечности, как вечность входит в нашу жизнь. Главная тема, во время Божественной Литургии, для детей, это то, что они могут услышать, это, прежде всего, евангельское чтение.
Какие Евангелие мы читаем? Мы читаем Евангелие о том, как волхвы приходят к Ироду и ищут родившегося Спасителя мира, вручают свои дары и отходят в свою страну. Это странно, потому, что мы знаем, даже в Евангелии, что волхвы пришли не сразу к Христу, как же ночью, когда мы празднуем Рождество Христово, почему же такое чтенье? Например, некоторые святые отцы, ученые богословы считали, что волхвы пришли вообще где-то через год, после рождение Христа. Почему выбрано такое чтение, почему выбран именно этот отрывок? Это очень глубоко, что момент рождения Христа во времени отсутствует, значения нет, прошел месяц или один день, у младенца Христа собрались все, и пастухи, и волхвы, это событие вне времени, и ребенку, в зависимости от его возраста, можно попытаться рассказать. (Илья Боярский)
– А вот какие словами, давайте тоже обратим на это внимание, начинается праздничный рождественский отпуст, благословение священника молящихся на выход их храма, когда уже заканчивается служба. (Анастасия Абрамова)
– Отпуст – это очень краткая богослужебная форма, и в отпусте кратко, но емко выражена суть праздника. Что говорит священник: «Иже в вертепе родивыйся, и в яслех возлегий, нашего ради спасения, Христос истинный Бог наш…». Священник вспоминает о вертепе, где родился Спаситель, о яслях, в которых Он возлег, и сказано самое главное – нашего ради спасения. Отпуст, он как бы говорит нам об Христе, о Его смирении, что рождение в вертепе и положение в ясли, является неким страданием, неким шагом любви, жертвенной любви по отношении к нам, к людям. (Илья Боярский)
Аудиозапись «5. Праздник в доме»
00:00:00
– Как же праздновать дома, в семейном кругу, и с друзьями? И вот, прежде всего, нужно сказать, что праздник обязательно нужен. Мы шли к празднику Рождества долгой дорогой Рождественского поста, когда же родится Христос, скоро, вот, вот уже завтра, вот настал этот день. И, конечно, в этот день, дети, да и мы, взрослые, ждем праздника. Очень важно, чтобы этот праздник пришел в ваш дом не суетой приготовления вкусного стола, когда дети крутятся под ногами, а взрослые думают все ли у них куплено, и как-то радостное настроение по капельки просачивается в какое-то бытовое решето. вот очень важно, чтобы утром, проснувшись, стол был уже, самый простой стол, скромно, но празднично открыт, что для этого нужно? То, о чем знает любая православная женщина: надо чуть-чуть, на 10 минут попозже лечь спать, все уснули, а ты постелила скатерть праздничную, поставила на стол красивое блюдо с традиционным рождественским угощением – пряничками, имбирными, ванильными козульками, печеньем в форме домашних животных, украшенных глазурью.
Когда мы это будем делать? Конечно же вместе с детьми, когда готовились к празднику, малыши нам помогали, участвовали в этих хлопотах еще накануне праздника. Поставил на стол стаканы, праздничные фужеры с солонками красивыми, ну, и поставили кувшин с соком. Вот достаточно. Гирлянда, наверное, на кухне у нас уже есть, и веточки елки есть, и вертеп у нас засияет праздничным светом. Босые ножки с утра шлеп-шлеп-щлеп, прямо туда, прежде всего к вертепу, он сияет. И вы услышите, дети, как правило, будят взрослых: «мама, мама, смотри, папа, идем», ну, придется просыпаться, хотя служба была ночная, придется просыпаться радостно.
Идем на кухню, к вертепу, а там приводим себя в порядок. Это время тихой семейной трапезы, пока тихой. Дальше будут святки с друзьями, с гостями, с разными застольями, играми, и радостные песни, а здесь есть возможность увидеть друг друга, поздравить друг друга семьей с праздником. Чтобы папа встал и сказал самое важное, что он хочет, чтобы услышали его супруга, его дети, в этот праздничный день Рождества, к которому семья шла дорогой Рождественского поста. Вместе сесть – сок, козульки, каждому передавая белую свечечку, возможность сказать свое слово, свое поздравление, вот это тихое начало рождественского дня. Ну, конечно, спеть тропарь Рождества вместе перед иконой, поцеловать друг друга, поздравить. А дальше распределить дела на сегодняшний день, а может быть и не так, а может быть, сесть за рождественским столом, услышать, как запела елочка.
Есть такие гирлянды, которые поют, не знаю, поют ли сами елки, но гирлянды точно, можно попросить кого-то из старших помощников, братьев или сестер позвонить нам в колокольчик. Что это, кто это, откуда этот звон? У елки мы обнаружим то, что и дети и взрослые ждут в этот день – мешочки с подарками. Подарки для мамы, подарки для папы, подарки для ребят. Договоримся, сколько времени у нас будет для того, чтобы насладиться дарами. А дальше начинаются наши хлопоты, потому, что наверняка или вы пойдете праздновать вечером кому-то в гости, или гости пойдут к вам, праздник обязательно должен быть, дети очень ждут этот день, и он нам, взрослым, тоже нужен. Какие же могут быть сценарии, варианты домашнего семейного праздника, с гостями, в кругу близких, в кругу друзей?
Прошли, в основном, те времена, когда по улицам ходили христославы и стучались в окошки домов, их пускали, одаривали печеньем и конфетами, они пели веселое христославие. Надо сказать, что вроде бы прошли, потому, что некоторые отчаянные взрослые все-таки устраивают такое путешествие по домам, там, где в частном поселке живут хорошие знакомые, кода знаешь, что тебе точно откроют. Не все рискуют пройтись по подъезду в этот день, хотя, тоже, бывают такие подъезды, такие соседи, которые ждут, когда вот эта семья, которая всегда с христославием придет и постучится в дверь.
В наше время можно пользоваться этой дивной традицией поздравления друг друга, придумывая, сплетая новые сценарии семейного празднования. Например, вариант первый: гости как христославы. Что делаем. Договариваемся с теми друзьями, которые собираются прийти к нам с детьми в гости, что каждый из них будет представлять свой дом. Ну, а в этом доме что-то происходит особенное, заранее договоритесь: «Мы заглянем в ваш дом, и пусть нас там ждут рождественские праздничные игры, а вот к вам в дом мы как бы заглянем, и там нас встретит история о рождественской ночи, о том, что случилось в городе Вифлееме. Заглянем к вам в дом, а тут нам расскажет хозяйка, как делать самые вкусные на свете рождественские печения – прянички, а где-то нас ждет творческое задание, например, каждый сделает свою прекрасную звездочку, и на длинной палочке, обвитой золотым, серебряным дождиком, поднимет над головой и понесет домой, чтобы украсить и свой дом как бы отблеском, лучиком той Вифлеемской звезды».
Как же это сделать? Вот гости собрались, и прежде всего, конечно, надо собраться не вокруг стола, а все-таки вокруг иконы, вокруг вертепа. Тропарь, Величание, вот ради чего мы здесь собрались – прославить младенца Христа. А дальше можно, как бы условно, зажечь от той звезды, которая на иконе звезду, с которой можно ходить по домам. Такая звезда вполне традиционна, она всегда была в руках у христославов, ее можно сделать заранее, папы здесь обычно подключают свои инженерные, плотницкие, столярные способности.
Нужна палочка. На самом деле, можно и без папы отвинтить палочку, например, от веничка или швабры, а можно просто найти на улице красивую палочку, и тут уже без папы не обойтись, потому, что надо обстрогать, красиво сделать. Обмотать эту палочку дождиком, мишурой, конечно, самое главное, нужно сделать большую, красивую Вифлеемскую звезду, она бывает в три ладони, большая звезда. У нее 8 концов, 8 лучей, а сердцевина этой звезды, как правило, изображение святого семейства в вертепе. Вот такую звезду можно сделать на века, что называется, на годы, чтобы она была переходящей от старших детей к младшим, тогда папы выпиливают такую звездочку из доски.
Но можно, конечно, сделать просто из твердого картона, с детьми вместе ее декорировать, покрасить золотой, серебряной краской, посыпать блестками, окантовку сделать из тонкого золотого, серебряного дождика или мишуры, и прикрепить в палочке, вот такая получается звезда. Собственно говоря, христославы раньше ходили с такой звездой по городкам, по деревенькам стучать в дома. Ну, мы соберемся с друзьями, поднимем от вертепа, как бы зажжем эту звездочку и договоримся, что мы тоже сегодня отправляемся в путь. (Анастасия Абрамова)
00:10:03
– Заглянем, как в наших домах сегодня празднуется Рождество, что там происходит. «А домиков у нас много», – скажем мы. И можно использовать вырезанный контур окошка из твердого картона большого, так, чтобы в этот контур смогли заглянуть ваши гости из одной семьи. Мы тогда преподнесем этот контур, и они заглянут туда, как в рамочку, мы скажем: «В этом домике живет семья наших любимых Степановых, здравствуйте, с Рождеством вас!». Они выглянут из окошка и скажут: «С Рождеством, мы вас ждем, вы к нам заходите». – «А вот в этом домике живет семья Смирновых, наших любимых, с Рождеством вас», семья Смирновых скажет: «и к нам заходите, и вас с Рождеством». Ну, а дальше мы, поднимая звезду, шествуем с песнями, с христословием, которые загодя выучили.
(00:11:01 – 00:11:35 – звучит музыка)
Вот путешествуем по кругу хороводом, а можем пройти со звездой по всей квартире, из комнаты в комнату заглядывая, везде своими радостными голосами оглашая все пространство нашей квартиры, нашего дома. Ну, а дальше мы договариваемся, заранее, кто будет у нас первым домиком. Первый домик должен быть тот, где нам расскажут историю Рождества. Первый домик будет у самого вертепа, мы подходим туда и говорим: «Давайте тут остановимся, кто нас тут ждет, кто в домике живет?». И опять подымаем условное изображение окошка, и сюда заглядывает наша любимая семья, Степановы. «Здравствуйте, можно к вам? С Рождеством вас!». – «Да, заходите, гости дорогие, садитесь, вы вовремя пришли, мы как раз сели рассказывать историю, что произошло в ночь Рождества». Вот присядем, они зажгут свечечку, зажгут гирлянду или лампочку, которая будет освящать вертеп, стоящий на столике, и с помощью фигур картонных, или тех, которые мы собирали у вертепа, расскажут нам о том, что произошло в городе Вифлееме много, почти 2000 лет тому назад, с песнями. Эти наши любимые Степановы или Ивановы, которые рассказывают вертепную историю Рождества, они должны нас согреть песенкой, чтобы мы им подпели, надо договориться, кто из ваших гостей действительно может показать, рассказать, в песнях пропеть историю Рождества. Ну, а мы благодарим хозяев, и идем дальше, они к нам присоединяются.
Заходим в следующий дом: там – игры, а в другом доме – загадки, а в третьем – еще что-то. Это такая прекрасная модель семейного праздника. Могут быть, конечно, другие, они пригодятся нам на заметочку, если в доме есть старшие дети. Им надо что-то угадывать, разгадывать, исследовать. И тут прекрасный есть принцип построения домашнего семейного праздника, это викторина. Договариваемся, что у нас есть две команды, команда волхвов и команда пастухов, например. Ставим две маленькие искусственные елочки, за каждый правильный ответ на вопрос викторины на елочке должно появиться украшение на ветвях, например, маленькая звездочка или маленькая игрушечка, чья елочка просияет ярче, такое дружеское соревнование. Ну, что же, мы будем задавать вопросы. Например… (Анастасия Абрамова)
– Например, такие: по какой причине старец Иосиф с Девой Марией отправились в путь? (Илья Боярский)
– Это хорошо спросить у средних детей, потому что старые точно знают, и взрослые. (Анастасия Абрамова)
– У более младших: в каком городе родился Спаситель. (Илья Боярский)
– Да, и хорошо тут предлагать варианты ответа, потому, что тогда такая викторина объединяет всех, и тех, кто готовился к празднику, и тех, кто на пороге, приглядывается к нему. Например, варианты ответа: может они отправились в путь из-за любви странствовать, путешествовать, а может, из-за указа императора о переписи населения, согласно которому, каждый должен был записать свое имя, имена близких именно в том городе, от которого он произошел. А может быть, из-за решения поменять место жительства, поселиться в Вифлееме, ведь там когда-то жил царь Давид, из рода которого происходил. (Анастасия Абрамова)
– И такая викторина даст возможность детям запомнить в таком соревновательном элементе события Рождества Христова, разные моменты, какие-то частные: сколько было волхвов, какие дары принесли, что означают эти дары. (Илья Боярский)
– Да, совершенно верно. Правильным ответом, хорошо бы, были бы строки Нового Завета, строки Евангелие, подобранные соответственно. Какие книжки могут быть в помощь современным родителям? Ну, во-первых, я бы вам рекомендовала книгу издательства «Дар», это целая серия книг, которая называется «Малая православная энциклопедия». Это маленькие книжки, которые читаются и подростками, не только взрослыми, оттуда можно взять много интересной информации, которая могла бы помочь вас составить такую викторину.
Можно также использовать и тексты художественные, потому что тема Рождества многократно отражена в художественной культуре, в литературе, поэзии. Например, слушаем строки из стихотворения Ивана Бунина: «С Иосифом Господь беседовал в ночи, Когда святая мать с младенцем почивала: «Иосиф! Близок день, когда мечи перекуют народы на орала. Как нищая вдова, что плачет в час ночной о муже и ребенке, как пророки мой древний дом оплакали со мной, так проливает мир кровавых слез потоки. Иосиф! Я расторг с жестокими завет. Исполни в радости господнее веленье: Встань, возвратись в мой тихий Назарет – и всей земле яви мое благоволенье».
Прекрасные строки, поэтически отражающие события Рождества. Вот вопрос, связанный с поэтическими строками: откуда Господь призывает вернуться Иосифа и Марию в Назарет, откуда и почему. И тоже предложить варианты ответа, например: из Вифлеема – так, как они, как положено, там были, чтобы участвовать в переписи, объявленной императором, или из Египта, куда они бежали от царя Ирода, искавшего Младенца, искавшего Его погубить, или из Иерусалима, куда они пришли, чтобы исполнить какие-то положенные обряды после рождения первенца.
Важно, чтобы ребята рассуждали и дальше приводить вариант правильного ответа. Ну, не только ребята, но и взрослые, такая викторина хороша тем, что объединяет всех. И конечно, нам бы хотелось Вам порекомендовать целую серию книг, из которых можно почерпнуть хорошие художественные тексты. Издательство «Никея» подготовило эту серию, так и называется «Рождественский подарок», и проделало за нас, родителей, всю эту кропотливую работу по отбору лучших Рождественских текстов, можно найти и купить через интеренет, например, заглянув на сайт издательства «Никея».
В одну такую книжку мы заглянем. Правда, она еще не вышла в издательстве «Никея», но уже готовиться к издательству, это только для вас, дорогие наши слушатели. Заглядываем в книгу, которая, возможно, будет издана к следующему Рождеству, книжка, где собраны мною и моими коллегами прекрасные семейные игры на Рождество и Святки. Во что же играть на Рождество?
Например, игра такая – «С высоты небесной». Делимся на две группы, рассчитываемся: небо-земля, небо-земля. Тот, кто оказался в группе «небо», будет «звезды», они будут показывать тем, кто земля разные немые сцены, а те будут отгадывать, что именно показано. Можно заранее договориться, что сцены эти будут связаны с Рождеством. Вместе припеваем так: «С высоты небесной звезды засияли, с высоты небесной многое видали, что видали, то нам показали». Звезды быстро сговариваются, что они видали, и показывают это немой сценой, как, например, пастухам ангелы явились, как мудрецы идут за звездой, как люди удивляются звезде на Вифлеемом, как ангелы трубят о радости всему миру, как волхвы дары принесли, как Иосиф задумался, как на руках Младенца качала Богородица, как в ясли, может быть, вол или ослик заглядывали. Выбирают какую-то сцену и показывают. Может быть, как горы высятся показывать, как леса шумят. Если сцена правильно отгадана, то звездами становятся те, кто угадывал.
И еще одна игра, из этой, готовящейся к публикации книжки. Игра называется «Пишите письма». Наверняка, Рождественским постом вы готовили в подарок близким людям рождественские открытки, а тут, по считалке выбирается почтальон. Становитесь или рассаживайтесь на стулья вокруг почтальона, а он в центре, и вот все говорят: «Будем Рождество встречать и друг друга поздравлять». А почтальон прохаживается и серьезно так говорит: «Ну, дорогие мои, с праздником вас, с Рождеством, открытки написали поздравительные?». «Написали», – говорим, – из каких городов, куда доставить?». И каждый играющий называет город. Задача – уже названные не повторять. Например, я называю Москва, а отец Илья… (Анастасия Абрамова)
– Петербург. (Илья Боярский)
– А потом еще кто-нибудь Волгоград, а еще кто-нибудь…(Анастасия Абрамова)
– Самара. (Илья Боярский)
– Надо, чтобы почтальон все эти города услышал и даже запомнил. Почтальон запоминает, ходит вдоль играющих, в центре не стоит, потом он называет пару городов, например, «Самара-Москва», и в тот же миг, те играющие, которые эти города назвали, она должны вскочить и бежать, меняться друг с другом местами. Если они не успеют, все работа почтальона заканчивается, он садится на место одного из них, а тот, кто остался, остается почтальоном.
Так что, друзья, христославия рождественские, песни, игры, угощения, творческая фантазия родителей и детей – это все то, что поможет сделать праздник Рождества незабываемым. И ни в какое сравнение с буйством, с шумом Нового Года, такой камерный, дивный, нежный, глубокий радостный праздник, нельзя поставить. Он запомнится как самое ожидаемое, дивное событие зимы. (Анастасия Абрамова)
(00:23:03 – 00:23:34 – звучит музыка)
Аудиозапись «9. Пояснение священника»
00:00:00
– Итак, сегодня мы говорили с вами о том, как можно праздновать Рождество вместе с детьми, как говорить с ними о серьезных духовных смыслах этого события, как наполнить радостью семейного и дружеского общения Святки. На нашем диске вы сможете услышать и подпеть тем церковным песнопениями, о которых шла сегодня речь: тропарь, кондак, величание, ирмос Рождественского канона, они звучат в исполнении хора Минской Духовной семинарии и хора «Радость». (Илья Боярский)
– А после этого небольшой серьезный разговор, подведение итога, и этот разговор, как всегда, только для взрослых. Пояснения и комментарии священника о том, в чем обязательно важно разобраться самим взрослым, чем не смутиться, и что затронуть, к чему быть готовыми в разговоре с подростками, и уже в завершение народные и авторские христославия и рождественские песни, пояснения священника. (Анастасия Абрамова)
(00:01:22 – 00:01:42 – звучит музыка)
– Где же мир на земле, об этом важно поговорить с подростками. Но важно также разобраться и самим взрослым, как ангельская песнь «на Земле мир и в человецех благоволение» соотносится с теми ужасами, которые пережило и переживает сейчас человечество уже после Рождества Христова.
Интересны свидетельства тех, кто сами прошли через огненные воды испытания войной. Откроем журнал Московской патриархии за 45 год. Только что закончилась Великая Отечественная война. Вот что пишет об ангельских песнях к празднику Рождества Христова протоиерей Александр Смирнов: «Ангельская песнь «Слава в Вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» ежегодно в великий праздник Рождества Христова звучит для человечества как светлый и радостный призыв его к деятельному волевому созиданию на земле царства мира и любви. Эта песнь есть в то же время как бы и предупреждение человечеству, что в его жизни вместо благоволения — доброй воли — может восторжествовать и царство воли злой, когда люди могут захлебнуться и потонуть в море слез и крови.
В течение ряда последних лет земля стонала от грохота чудовищных орудий, все сметающих вокруг себя. Пылали города и села. Рушились храмы. Стальные птицы, реющие в облаках, сеяли с неба на землю ужас и смерть… Но в то же время там, в незримой вышине небес, в рождественскую ночь хоры ангелов попрежнему пели и славили рождшагося на земле Христа. И слыша звуки той песни святой, мы тосковали, плакали и молились о торжестве добра и правды на земле, о наступлении мира во всем мире».
Об этом же писал и священномученик Григорий Лебедев, вот его проповедь в Александро-Невской Лавре, это еще в 1927 году. (Илья Боярский)
– «Слава в вышних Богу, и на земли мир». Как понять людям, какой может быть мир? Какой может быть мир, когда Вселенная подобна вулкану, когда кровопролитиям и воинам нет конца, когда мир — котел кипящий; «Одно лицемерие!» — говорит человеческий ум. Война или приготовление к войне идут повсюду и вдруг — «благоволение в человецех»… Какое благоволение, когда земля содрогается от землетрясений и разъедается человеческой злобой и ненавистью? Выходит, песнь Церкви — ложь, лицемерие и фальшь, потому что мира нет. Тут что-то не так. Не могли ангелы возвещать ложь.
Мир на земле есть. Он принесен. Если в безбожном мире нет мира, мы громче должны кричать: «Слава в вышних Богу, и на земли мир!». Люди и человечество не имеют мира, но тем хуже для них. Значит, они банкроты в сооружении мира. Если они отвернулись от мира, при чем тут Бог? Если люди так умны, что не нуждаются в благоволении, а сами создают хаос, злобу и ненависть, причем тут Бог? Мир принесен. И какой мир! Мир необъятной глубины, по сравнению с тем миром, который хотели люди. Люди хотят покоя в своих квартирах. Люди и теперь готовы навязать Христу роль повелителя, который своими распоряжениями, приказаниями устраивает мир, и его солдаты охраняют его.
Не сразу ли, вслед за ангельскою песнью, полилась кровь младенцев? Это Ирод восстанавливал мир. То был не Христос, а люди! Божий мир — другой, а тайна его — иная. Эту тайну в величайшем восторге воспевает Церковь: «Приидите, возрадуемся!». До пришествия Христа Небо было, как бы ограждено крепостной стеной от зла Земли и стоял, поставленный Богом, кордон — херувим, чтобы зло не перешло на Небо. Когда же на землю приходит Властелин и Творец — Иисус Христос, Он связывает зло — дьявола, объявляет мир и приказывает раскидать крепостную стену; приказывает снять охрану. Охрана у Источника жизни снимается. Небо открыто. Если и ты хочешь усвоить мир Божий, прежде всего, свяжи в себе зло, уничтожь внутренний разлад и раздвоение, которые разлагают жизнь.
Поклонитесь же от всего сердца убогим яслям Вифлеемским, сделайте свое сердце вертепом Господа, свяжите зло, родитесь духом, и в этом возрождении вы обретете внутренний мир, который отразится и на ваших внешних путях. «Слава связавшему зло и принесшему мир, Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человеках благоволение. (Анастасия Абрамова)
– Есть еще одна тема для серьезного разговора, для взрослых с детьми и подростков. Эта тема касается только нашей страны, постсоветского пространства. Так сложилось, что в годы советской власти, гонения, праздник Рождества был вытеснен, атрибутика рождественская была перенесена, заимствована Новым Годом. Мы можем, во-первых, Новый Год, наполнить определенным смыслом. Мы должны сказать ребенку: «Какой сейчас год? Допустим, 2015,2017,2020 – почему такая цифра? Откуда это? Это дата, когда пришел Христос, Спаситель Мира. 2016 лет назад он родился, чтобы ребенок понимал, что Новый Год – это тоже празднование Рождества. И те люди, которые празднуют Новый Год просто как смену календаря, смена, веха в их жизни, что люди, может быть, не представляют это ярко и осознанно, они все равно празднуют День Рождения Спасителя. Новый Год – это не повод поссориться с кем-то из наших родственников, кто не относится так же к Рождеству, как мы. И детям тоже нужно это решить, что ради любви, ради терпения к нашим родным и друзьям, мы идем на некоторые уступки. Да, если у нас старые родители, дедушка, бабушка, они отмечают Новый Год, готовят оливье, зовут нас в гости, придется приехать. Попробовать родителям объяснить, что у нас идет пост, но ребенок уже должен с самого начала понимать, что любовь выше поста.
Третий момент: когда Дед Мороз приносит подарки. Мы знаем, что большинство детей в нашей стране ждут подарков под Новый год, и наши дети это видят, знают и чувствуют. Но без всякого ущерба для их сознания, для их внутренней социальной адаптации с другими детьми, подарки можно перенести и на Рождество. В этом есть даже некоторая изюминка, все получают на Новый Год: «А у меня Дед Мороз приносит подарки под Рождество». (Илья Боярский)
00:10:02
– Например, мы в нашей семье решили так эту проблему. Мы на Новый Год дарим тоже маленькие, скромные подарочки, чтобы все-таки дети не чувствовали ущербность, по отношению к другим детям, что что-то у них тоже есть, что это что-то маленькое, небольшое, символичное. Но основной подарок, подарок из письма к Деду Морозу, конечно, они находят под елкой в Рождественскую ночь. (Илья Боярский)
– В студии был священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати Апостолов в Ховрине, отец 4-х детей. (Анастасия Абрамова)
– И культуролог – Анастасия Абрамова. (Илья Боярский)
– Программа была подготовлена центром для детей и родителей «Рождество». Песни прозвучали в исполнении Елены Фроловой, Александра и Елены Михайловых, автора и исполнителя и педагога центра «Рождество» – Людмилы Ершовой. Слушайте, пойте вместе с детьми. (Анастасия Абрамова)
– С наступающим Праздником! (Илья Боярский)
Предлагаем скачать сопроводительный буклет в формате PDF с дополнительными материалами.
Скачать аудиозапись в формате MP3:Часть 1.
Часть 2.
Часть 3.
Часть 4.
Часть 5.
Часть 6.
Часть 7.
Часть 8.
Часть 9.
Часть 10.
Часть 11.
Часть 12.
Часть 13.
Благодарности
Храм 12-ти апостолов в Ховрине (настоятель – Илья Боярский) www.hram12apostolov.ru
Благодарим общину храма Сергия Радонежского и храма-часовни архангела Гавриила на Ходынском поле (настоятель – протоиерей Василий Биксей) за оказанную подержку www.sergiy-hram.ru
Большое спасибо Людмиле Ершовой за предоставленные аудиоматериалы
Художник – Олеся Озёрная