«ПРАЗДНИЧНОЕ ДЕТСТВО: Покров»
Аудиоцикл культуролога Анастасии Абрамовой при участии священника Ильи Боярского «ПРАЗДНИЧНОЕ ДЕТСТВО» о праздниках Православной Церкви в жизни современной семьи. Покров Пресвятой Богородицы.
Расшифровка аудиозаписи:
По благословению Митрополита Рязанского Марка Московский Центр для детей и родителей «Рождество» представляет «Праздники православной церкви в жизни современной семьи».
– В студии – священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати апостолов в Ховрине, отец 4-х детей. (Анастасия Абрамова)
– И культуролог – Анастасия Абрамова. Сегодня мы будем говорить о празднике «Покрова Пресвятой Богородицы». О том, как подготовиться к нему вместе с детьми, что пояснить, на что обратить внимание. О том, что можно сделать своими руками вместе с детьми, как порадовать близких к празднику. О том, как можно связать изобилие плодов земных этой щедрой осенней поры с духовными напутствиями праздника, и как при этом невзначай не свести Покров к празднику урожая, как не подменить подлинные христианские его смыслы. И о том, каким может быть домашнее празднование с родными и с друзьями. (Илья Боярский)
– Итак, как рассказать детям о празднике Покрова Пресвятой Богородицы? Ну, сначала обратим внимание на само слово. Оно может быть современным нашим детям не очень привычно, не очень на слуху. Покров – очень теплое слово. Давайте вместе сыграем в такую игру: поищем похожие наши слова в современном нашем языке. Ну, например, кров. (Анастасия Абрамова)
– Кровля. (Илья Боярский)
– Кровельщик – тот, кто кровлю кроет. (Анастасия Абрамова)
– Крыть. (Илья Боярский)
– И крыша. (Анастасия Абрамова)
– Крышечка, если ласково. (Илья Боярский)
– Да, ну и очень теплое, ласковое, например, покрывало. (Анастасия Абрамова)
– Покрыть. (Илья Боярский)
– Да, покрываться. (Анастасия Абрамова)
– Укрытие, сокрыть. (Илья Боярский)
– Да, сокрыть, укрыть, укрытие – вот сколько удивительных слов, которые несут такой обережный смысл бережного отношения к кому-то или к чему-то – в этом смысле обережный. Когда ночь, например, мы можем спросить у детей, то над нами тоже покров, и даже можно его нарисовать. Что это за покров? Небо покрыто звездами. Рисуем. А когда, например, зима, то на Земле тоже покров. Какое одеяло? Давай нарисуем. Покров снежный. А вот, например, мы рисуем про наше любимое теплое покрывало, как мама укрывает младшего братика или сестричку теплым покрывалом. «Ну а ты что нарисуешь?» – спросим какого-нибудь еще из членов нашей семьи. Наверное, когда мы все вместе, под общим кровом нашего дома, – вот мы все сидим за столом. Это все видимые глазом покровы вокруг нас, покровы, которые сотканы из красот природы, из забот, которыми окружают близкие люди друг друга. Можно к празднику Покрова подготовить целую такую галерею рисунков: видимые покровы вокруг нас.
Когда нам в житейских делах бывает нужна, очень нужна помощь, заступничество, тогда мы просим кого-то об этой помощи, просим кого-то о нас позаботиться. И вот раньше, да и сейчас, таких людей называли покровители. Взять под свой покров, они словно бы берут нас под свой покров. У нас есть, например, небесные покровители. Ребятам это слово может быть в этом смысле хорошо знакомо. Небесные покровители – наши святые, которые заботятся о нас. Но есть и покровители земные в каждой семье. Кто самый главный человек, заботящийся о нас? Ну кто-то скажет: «Конечно, это папа. Вот он у нас большой, мы под его покровом живем». А кто-то там: «Наш дедушка, мама, бабушка». «Ой, а иногда я вот могу, например, и под крыло брату прибежать. Он становится моим покровителем в каких-то трудных ситуациях». Очень важно дать нашим детям возможность расслышать смыслы слова. Очень теплого, прекрасного, сильного русского слова «покров» и «покровитель», потому что когда мы и сами сталкиваемся с теми, кто отчаянно в помощи нуждается, то мы ведь мимо не проходим, мы тоже стараемся не оставить их без помощи. Тоже берем под свой покров.
Да, каждый из нас, действительно, вглядываясь в опыт жизни наших святых покровителей, тех значимых людей, героев иногда или любимых людей, на которых хотим равняться, которым хотим уподобиться, вглядываясь в их опыт, мы тоже потихонечку учимся заботиться, не проходить мимо, быть не потребителями, а покровителями.
А вот когда мы говорим о Покрове Пресвятой Богородицы, нужно объяснить это деткам, что тут мы имеем в виду, и уточнить. (Анастасия Абрамова)
– Что Покров Пресвятой Богородицы – это ее молитвенное ходатайство за мир, за наши семьи, за каждого из нас. И не просто молитвенное ходатайство, но и вмешательство, когда она помогает, когда она слышит наши молитвы, когда она утешает, когда она дает какой-то смысл, надежду в нашей жизни. Это невидимый покров над всеми нами. (Илья Боярский)
– Да. Но вот звездный покров, снежный покров, кров нашего дома, даже крылья, которые распростерты над нами теми людьми, которые нас любят, – вот это все можно увидеть в прямом и переносном смысле. А вот тут мы поговорим с детьми, откуда об этом невидимом покрове, о покрове Пресвятой Богородицы известно, и скажем, что однажды этот покров был воочию увиден. Как же и когда это было? (Анастасия Абрамова)
– В день праздника в храме на аналое в центре храма будет лежать такая икона, к ней подойдут все молящиеся, чтобы приложиться, помолиться Богородице. А что на иконе мы увидим, о чем она нам рассказывает? Рассматриваем икону праздника вместе с детьми. Учимся читать икону. На что обратить внимание? (Илья Боярский)
– С малышами достаточно, например, привлечь их внимание к образу Богородицы, где она стоит во весь рост как бы иногда на таких облаках и в руках держит то, что мы называем покровом. И больше ничего вокруг. За нею, как правило, бывает или небесно-голубой, или золотистый фон. Для малышей в этом образе иконописном праздника Покрова все, что понятно может быть малышу. Вместе только нужно вглядеться. «Вот, – скажем мы, – смотри, видишь, кто перед нами? Это Матерь Божия, Пресвятая Богородица. Но посмотри, она не с пустыми руками. Что у нее в руках?» Вглядываясь в это изображение, малыши, как правило, говорят: «У нее какая-то ткань или какое-то полотно». «Да, – мы скажем, – правда. Это головной платок Богородицы или, по-другому, мафорий». Это слово не из русского языка. Но самое интересное, почему же он у нее в руках, ведь головной платок – это тот платок, который покрывает голову. Пресвятая Богородица снимает головной платок, протягивает его на своих руках, расстилает как бы, как крышу, как зонтик, как покров. Это знак. Что это за знак? Знак заступничества. Знак того, что Пресвятая Богородица берет под свой покров, берет под свою заботу, под свое заступничество всех тех, кто просит ее о помощи, всех тех, кто хочет под этим Покровом быть, возрастать, трудиться и заботиться друг о друге. Но вот надо сказать, что одно из очень любимых песнопений к празднику Покрова, которое наверняка прозвучит в вашем доме, – это отрывок из акафистного пения, в котором звучат слова: «Радуйся, Радосте наша, покры нас от всякого зла честным Твоим омофором». Вот отец Илья, скажите, почему возникает слово омофор, и то ли это самое, что мафорий, головной платок? (Анастасия Абрамова)
– Просто слова очень похожие: «омофор» и «мафорий». И в этом песнопении имеется в виду именно головной платок. Мафорий – это головной убор традиционный, даже сейчас на Востоке женщины его носят. Возник он в Сирии, покрывал голову, почти спускался до самого низа, до самого пола, до земли, и закрывал женщину почти полностью, особенно если это было нужно, когда ветреная погода, когда требуется спрятаться, укрыться. И под этот платок можно было маленьких детей как-то укрыть, спрятать тоже от непогоды, от, может быть, каких-то нехороших взглядов чужих людей. То есть это надо разделять омофор как епископский элемент одежды и мафорий как платок, хотя они очень похожи по звучанию, и вот даже вот в этом песнопении так случилось, что наложилось. (Илья Боярский)
– Наложилось значение одного и другого, да, да, совершенно верно. (Анастасия Абрамова)
(00:10:33 – 00:10:54 – звучит музыка, отрывок песни «Радуйся, Радосте наша…»)
– А какое же иконописное изображение стоит рассматривать с детьми постарше? (Анастасия Абрамова)
– Итак, что мы увидим на иконе? Разглядываем вместе, задаем ребенку вопрос: «Смотри, сколько здесь народу? Давай посмотрим, кто тут стоит». – «Вот тут царь с царицей». – «И как понять, что это царь?» – «Он в короне, в богатых одеждах». – «А еще кто?» – «Богатые есть и бедные. Вот, например, человек без одежды – это юродивый, нищий». – «Все верно. Еще кто? Народу ведь очень много. Есть и старики, и молодые, и женщины с детьми на руках, и совсем юные, и седовласые, и богатые, и бедные – разные люди собрались здесь. Но где именно?» – «В храме». – «Да, точно в храме. Когда обычно в наших храмах собирается так много людей самых разных?» – «На праздник». – «Еще когда?» – «На литургию». – «Верно. Но бывает, что людей собирает в храмах очень большая беда. И вот на этот раз так оно и было». Тут можно рассказать историю об осаде Константинополя, о том, как ему угрожали враги. Произошло это в 910 году. Город мог быть разорен. И вот перед лицом этой страшной угрозы люди в храмах молятся, взывают о помощи, о заступлении от беды к Богу и к Богородице. Молитва совершается в одном самом главном и почитаемом храме Константинополя – во Влахерне, где как раз и хранился тот мафорий Божьей Матери, который она носила во время своей земной жизни. А что же случилось тогда в 910 году? Мы смотрим на самого бедного из людей, который изображен на иконе. Ведь он не просто молится, а поднимает руку и показывает куда-то вверх, под купол храма. А кому показывает? Вот рядом с ним молодой человек стоит – это его ученик. Так вот во время всенощного бдения святой Андрей, юродивый, поднял очи к небу и увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу Богородицу. И святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и сказал стоявшему рядом ученику, блаженному Епифанию: «Видишь ли, брат, царицу и госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и ужасаюсь». Святые Андрей и Епифаний удостоились созерцать молящуюся Богоматерь. Долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии Славу Господню. По отшествию же Ее сделалось оно невидимым, но, взяв его с собой, она оставила благодать, бывшую там, говорит нам святое предание.
И вот глядя на икону праздника Покрова Пресвятой Богородицы, мы видим словно все уровни духовного бытия. Здесь и молящиеся люди, и Богородица, и святые, и ангелы, и сам Господь. Церковь вмещает в себя эту полноту бытия и открывает ее желающему войти. Но вот важные вопросы для обсуждения с подростками: а что такое подлинная полнота жизни, как ее найти, как не ошибиться? Полнота духовная – что это? Что это для христианина? (Илья Боярский)
– Вот об этом размышление в самом конце нашей аудиопрограммы в разделе «Слово священника».
К чему же всех нас зовет праздник Покрова? О чем важном нам он напоминает? (Анастасия Абрамова)
– Во-первых, о том, кто для нас Богородица, об ее удивительной близости к нам. Пресвятая Богородица, как мать, покрывает каждого человека. Все для нее сыновья и дочери. Мать, которую всегда можно позвать на помощь и подмогу, и она, как любящая мама, откликнется, поможет. А как мы обычно маму зовем на помощь? Словами. Говорим: «Мама, иди!» А как позвать Богородицу? Словами молитвы. Например, «Пресвятая Богородица, покры нас от всякого зла честным твоим омофором».
Во-вторых, каждого из нас праздник Покрова зовет быть покровителем. (Илья Боярский)
– Но вот очень важный вопрос: как это сделать? Как учиться быть не потребителем, а покровителем? Часто, когда мы обсуждаем этот вопрос с детьми, дети начинают отвечать на него, привлекая какие-то очень далекие от их реальной домашней, школьной, детсадовской жизни примеры, что вот надо поехать куда-то и там, значит, позаботиться. Здесь очень важно иное. Важно показать, что вот там, где ты живешь сейчас, вот на этом самом месте, в твоем доме, вокруг тебя твои самые близкие люди могут и должны быть предметом твоей заботы. Очень для многих детей нынешнего нашего века загадочно и непонятно бывает, например, почему я пришел зимой или осенью, пробежавшись по мокрым осенним дорожкам или снежным каким-нибудь горкам, мокрый вдрызг, скинул валенки, сапоги в одну сторону, куртку – в другую, там, варежки – в третью, все это мокрое разлетелось по прихожей, а на следующий день все сухое, стоит по местам и приятно одеть, приятно облачиться и отправиться дальше. Как это происходит? Вот для многих детей в возрасте 5-6 лет происходит на самом деле некоторое открытие, что наша жизнь, тепло, уют нашего дома строится заботами тех, кто тебя любит. И быть покровителем, а не потребителем забот других людей – это значит встретить папу улыбкой и добрым словом, принести ему стакан чая, принести ему тапочки, обнять его. Это значит, может быть, не потому что тебя попросили, а тайком, тихо, с радостью в сердце перемыть посуду так, чтобы мама потом удивилась и сказала: «Как? Откуда? Почему так все чисто? Я думала, у меня еще столько забот впереди, а тут кто-то потрудился, какой-то тайный друг». Учиться быть покровителем, проявлять заботу о тех, кто рядом, так, как это делает мама, папа, бабушка, старший брат, просто потому что это невозможно не делать, когда ты кого-то любишь. Бывает, дети говорят: «Я очень много дома тружусь, да я все время что-то делаю: я игрушки за собой убираю, я постель за собой убираю, я стол за собой убираю, я чашку свою мою». И тут очень важно ввести такое слово в домашнее понятие. Да, значит, ты несешь труды, обслуживая себя, это труды самообслуживания. Но дом наш держится не только трудами самообслуживания, но и трудами-заботами. Какими они могут быть у тебя? Какие они есть у мамы? У старшего брата? Еще на что мы можем обратить внимание, вот что можно делать в этом смысле с детьми, вот как потрудиться на радость ближним? Ну, тут мы, конечно же, вспомним, что осенняя пора, и все, что связано с комплексом празднования Покрова в нашей русской культуре, вместило в себя осенние хлопоты вокруг собранного урожая, вокруг изобилия земных плодов, вокруг человеческой страды, трудов, для того чтобы чаша нашего дома была полна, чтобы позаботиться о безопасности, мире, пропитании. Так всегда было для человека, который живет на земле. Что же сегодня? Мы, городские люди, покупаем все в магазине. Как тут быть? Как связать множество игр, которые связаны с темой урожая, сказок, с праздником Покрова? Эта связь уже в культуре найдена. Нам только нужно ее проявить, обнаружить самим, чтобы Покров вдруг не стал тождественен празднику урожая. Как это сделать?
Ну, во-первых, сходим вместе с детьми на осенний рынок. Это невероятная красота и сам по себе удивительно праздничный такой, семейный поход. Чего там только нет. Разная картошка: розовая, желтая, большая, маленькая; яблоки, виноград, свекла, тыква – чего только нет! Патиссоны. Соберем такую корзиночку, которая не только украсит наш дом к празднику, но и станет поводом для разговоров о том, какие мы можем принести плоды своих трудов. Мы будем говорить о плодах земных и в прямом смысле, и в смысле метафоры, иносказания. Плоды как зримое выражение трудов и забот. Ведь они бывают разные. Потрудился, и плод труда, ну понятно, никуда не годен, спустя рукава. А вот это вот на славу. Трудимся дома, учимся. Что делаем с теми плодами, которые принесли с рынка? Ну, например, взяли ягоды и сказали: «Знаешь что, давай-ка мы будем с тобой запасы делать. Осень. Возьмем ягоды, перетрем с сахарком». Немного. Очень важно, чтобы эти труды, которые вы предлагаете своим деткам, были им посильны. Значит с малышами – ну баночка небольшая из-под детского питания, там, из-под майонеза, но ни в коем случае не трехлитровая банка варенья. И вот вместе с малышами ступочкой перетираем ягоды вместе с сахаром, учим их укладывать в баночку. А с девочками и мальчишками постарше можно использовать и старый способ заготовки настоящего варенья. Кто из ваших девочек умеет варить варенье сегодня? Редкая девочка. Вот самое время научить варить варенье. Закроем крышечкой, попросим детей в семье на каждую такую баночку сделать красивую крышечку из красивой тканевой салфеточки , красиво перевязать ниточку. К празднику Покрова на вашей полочке в кухне появится целая череда таких красивых баночек. Их можно, как и на праздник сам открыть, а можно сказать, что ведь это забота о нашем доме. Вот придет зима, наступят холода, будем чай с вареньем вместе пить тогда. Или станем в гости приходить, чай с вареньем вместе пить. Эти маленькие труды, которые должны быть сделаны на славу – это суть выражения забот о мире, тепле своего дома. Капусту пожать руками, тоже заготовить в баночках – прекрасно. Взять ножичек и вместе с детьми нарезать тонко яблочки, развесить их на нитях на окошке в кухне, грибы. Вроде бы, конечно, нам, городским людям, сегодня такие запасы реально не очень нужны. Мы каждый можем прийти в магазин и купить все, что нам надо. Но для того чтобы научить детей трудиться, заботиться, это прекрасные приуготовительные занятия к празднику. И дом ваш к празднику наполняется ароматом яблок, грибов.
Что еще можно сделать? Какое еще может быть зримое выражение трудов, забот о мире, тепле нашего дома, связанное с предпраздничными и праздничными хлопотами? Ну, вообще, надо обратить внимание на то, что самое время в осеннюю пору, когда приближается зима, и температура на термометре стремительно падает вниз, вообще, поговорить о тепле дома, о тепле. Вот батареи у нас топят, а раньше топили печи. А вот может ли быть в таком доме, где батареи топят вовсю, тем не менее, холодно, неуютно? Хочется и этот дом скорее покинуть. Отчего это бывает? Отчего бывает, что вдруг под крышею дома молнии пронеслись, гром сверкнул?
Вот язык нашей культуры, вообще, очень иносказателен, метафоричен, и мы понимаем, что гром, да, когда кто-то сердится, молния – кто-то кого-то ругает. Ссоры, обиды, дождь пошел, гром. Отчего же складывается тепло в доме, даже если батареи не так сильно горячи? Вот это тема для вечерних разговоров вокруг свечки, вокруг книжки, вокруг священного предания, вокруг писания, жития Пресвятой Богородицы. Труд на славу и труд спустя рукава. Добрые плоды трудов и плоды с гнильцой в прямом и переносном смысле. Тема сорняков – тех, которые прорастают в душе недобрыми намерениями. Какая прополка поможет от них избавиться? Вот что такое совесть, что такое стыдно, как это важно, это наши грабли, которыми мы избавляемся от вот этих вот сорняков, чтобы плоды наших намерений, дел действительно были добрыми, а не с гнильцой.
Что еще можно делать, разговаривая с детьми о трудах, заботах и о тепле дома? Ну конечно, творить радость праздника во множестве домашних дел и по украшению дома, и по украшению праздничного стола.
Вот попробуйте поручить эти хлопоты только детям, подсказав им, что можно сделать, под их полную ответственность. Ну, например, на праздничном столе можно вместо тканевых нарядных салфеток положить осенние листья. Для этого нужно, чтобы дети их собрали, чуть-чуть просушили. И стол получается необыкновенно красивый. А можно собрать гроздья рябины, и каждую такую гроздь вставить в юбочку из тонкой белой бумаги. В такой белой бумаге обычно упаковываются конфеты. Например, помадка. Помадку можно отдать младшему братику или сестре, или сохранить до праздника, а вот гроздья рябины поместить в такую кружевную юбочку, обмотать ниточкой, прикрепить эту юбочку и шесть, семь, там, восемь таких гроздьев рябины станут очень красивым декоративным украшением покровского стола. Что еще можно сделать? Прекрасное рукоделие вместе с детьми, разные вкусные бусы, плоды рябины, боярышника, шиповника, маленьких райских яблочек. Мы нанизываем большой, толстой иголкой на крепкую нить вместе с детьми такими подвесками. Их можно развесить в доме к празднику, а можно уложить как украшение вокруг большой свечи на праздничном столе рядами, ряд за рядом вокруг свечи, как венок. Это совсем простые дела, но если один раз вы вместе с детьми покажете, как это может быть, то в какой-то момент вы скажете: «Ну, все, теперь за праздничный стол отвечает Катя, Маша. Вань, а ты им помоги, что они тебе скажут». И стол будет уже в ответственности детей, и это маленький праздник.
Что еще можно сделать? Ну, можно, например, вместе с детьми подумать о подарках близких к празднику. Ну, например, кончается осень, наступает зима, можно сделать в подарок такую осеннюю закладочку в память о прекрасной осени и о празднике Покрова. Что для этого нужно? Ну, соберем какие-нибудь оставшиеся на земле сухие травы, мелкие красивые листочки, может быть, даже цветочки. Немножечко их нужно засушить, плоско, как гербарий. Возьмем полоску твердого цветного картона и разложим на ней, – это будет будущая наша закладочка, – то, что собрали. Прозрачным скотчем прикрепим травки, листочки, цветы к этой полоске картона. Хорошенечко-хорошенечко, как ламинируем эту закладку скотчем, приклеиваем растения к картону, разглаживаем скотч, убирая все складочки, пузырьки воздуха выгоняя. И получаются чудесные совершенно закладки, которые можно подарить с какой-нибудь хорошей книжкой, например, с песнями или стихами про осень или про наш грядущий праздник. (Анастасия Абрамова)
– Что услышат дети на праздничном богослужении? Какие праздничные песнопения и как придают они смысл происходящему в праздничный день? Послушаем вместе и разберем смысл. Сначала величание праздника. Церковные величания, они легко учатся вместе с детьми. Можно украсить икону Богородицы осенними листьями, вставить свечки в юбочки из кленовых осенних листьев, и вместе с детьми разучить величание Покрову Божьей матери. Встанем у иконы, прославим Богородицу с зажженными свечами. А потом уже в храме на праздничном богослужении дети услышат уже знакомые слова и запоют вместе со всем народом и хором. (Илья Боярский)
(00:30:05 – 00:31:35 – звучит церковное хоровое песнопение «Величаем тя, Пресвятая Дево…»)
– Итак, величание праздника. «Величаем тя, Пресвятая Дева, и чтим Покров Твой честный, Тя бо видя святый Андрей на воздусе». На воздусе, если по-русски, шедшую по воздуху. «За ны Христу молящуюся». Теперь тропарь праздника. Ведь тропарь праздника Покрова Пресвятой Богородицы – это короткая праздничная песнь, где коротко, но ясно отмечена самая главная суть, смысл этого праздника. Этот тропарь лучше распечатать крупным шрифтом, может быть, повесить даже где-то рядом с иконным уголочком или дать детям в руки. И самое главное, обратить внимание на слова, которые могут быть не совсем понятны детям, и попробовать вместе с детьми перевести на современный язык. Итак, теперь слушаем тропарь Покрова. (Илья Боярский)
(00:32:40 – 00:32:59 – в хоровом исполнении звучит тропарь Покрова)
– «Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняемы Твоим, Богомати, пришествием, и к Твоему взирающее пречистому образу умильно глаголем: покрый нас честным Твоим покровом и избави нас от всякого зла. Молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего спасти души наша». (Илья Боярский)
– Да, и можно немножечко играть в переводчика как бы с детьми, а можно раздать слова детям, необязательно на бумажке или на листах, которые мы прикрепили рядом с иконным уголком, а можно на больших кленовых листах, которые мы сделали из раскрашенной бумаги, приклеить слова тропаря, приклеить слова величания. И вот с этими листами встать, для того чтобы спеть вместе со всею семьей, с такими осенними листочками. Ну и перед этим сыграть в переводчика. Надо найти те слова, которые нам сегодня не очень понятны, ну и попросить старших детей объяснить младшим, что это значит. (Анастасия Абрамова)
– С более старшими детьми можно не только тропарь и величание спеть. Можно спеть одно из самых любимейших нашим народом песнопений Богородицы «Царица моя преблагая», ведь оно само как бы из сердца просится, когда мы взираем на Богородицу. (Илья Боярский)
(00:34:25 – 00:35:07 – звучит церковное песнопение «Царица моя преблагая»)
– Ну, в нашей культуре есть и внебогослужебные песнопения покровские. Это и некоторые народные тексты, и авторские песнопения, песни о празднике Покрова Пресвятой Богородицы. Что, например, тут можно вспомнить? Некоторые такие песни мы собрали на нашем диске. Ну, например, самый простой осенний запев можно вспомнить и петь с малышами. (Анастасия Абрамова)
(00:35:35 – 00:36:21 – звучит песня «Вот и осень к нам пришла золотая…»)
– А со старшими, они с удовольствием будут подпевать песню «Слякоть пусть и бездорожье, не скучай, потупив взор, ведь над нами Матерь Божья раскрывает омофор» – песня на слова Ивана Рутинина и музыку Людмилы Ершовой. (Анастасия Абрамова)
(00:36:38 – 00:37:06 – звучит песня «Слякоть пусть и бездорожье…»)
– Или вот еще одна любимая песня у иконы Божьей Матери. Тоже слушаем, подпеваем, поем вместе. (Анастасия Абрамова)
(00:37:14 – 00:37:50 – звучит песня «В красном углу стоят образа…»)
– Или песнопение «Ты моя Мати». (Анастасия Абрамова)
(00:37:55 – 00:38:23 – звучит песня «Ты моя Мати»)
– Эти песни можно не только послушать и подпевать вместе с помощью нашего диска, но и взять в руки, потому что мы подготовили тексты этих песнопений в нашем буклете. Берите, встаньте перед иконой или сядьте все вместе после праздничного стола, возьмите гитару, пойте, подпевайте, празднуя с близкими и с друзьями.
Конечно, в нашей культуре праздник невозможен не только без радостных поздравлений, подарков, но и без игр. И в нашей традиции есть множество пальчиковых, подвижных игр для младших и для старших. И обратим внимание, что как раз все они содержат вот эти урожайные мотивы, как бы поощряют трудиться, обращать внимание на то, что вокруг нас. Ну например, с самыми маленькими – пальчиковые игры. «Капустка». Берем одну ладошку и стучим по ней ребрышками другой. Туки-туки, туки-тук, рубим вместе в десять рук. Стучим ребром ладони по другой ладошке. А можем стучать громко по столу, как бы рубим капустку. А дальше сжимаем и разжимаем кулачки, как бы капустку жмем. Мы капустку жмем, жмем, мы капустку трем, трем. Трем ладошки. Ты, капустка, солись. Как бы солим, складываем пальцы щепотью и как будто бы солим капустку. Нам зимою пригодись. Ну, или, например, такая пальчиковая игра про огород. Удивляется народ, как богат наш огород. Здесь у нас не пусто, выросла капуста. Показываем кулачками большой кочан капусты. А дальше загибаем пальчики, называя овощи. Вот укроп, а вот петрушка, это свекла и картошка, это тыква, вот горох – урожай совсем неплох. Хлопаем в ладошки. Репа, редька и морковка – загибаем пальчики, называем овощи – много разных овощей. Мы наделаем салатов – опять режем салат ребрами ладошек – и наварим вкусных щей. Показываем, как размешивают щи. «Ходит осень в нашем парке» – замечательная тоже пальчиковая игра. Шагаем пальчиками по столу. Ходит осень в нашем парке, дарит осень всем подарки. Показываем две ладошки, сложенные вместе. Бусы красные рябине – загибаем пальчик – фартук розовый осине. Загибаем другой пальчик. Зонтик желтый тополям – третий – фрукты осень дарит нам. Ну, тут можно и за угощение к столу. Но надо сказать, что эти пальчиковые игры, конечно, они хороши для самых маленьких, а вот подвижные игры просто прекрасны для семейного или дружеского праздника.
Все они тоже с мотивами урожая. Например, игра-эстафета «Печеный лук». Играем. Делимся на две небольшие команды, выстраиваемся двумя небольшими колоннами у черты. Дома это может быть просто положенная лента, тесьма. Перед каждой из таких колонн на полу лежат луковицы настоящие. Столько луковиц, сколько в этой колонне играющих детей и взрослых. Кто-то стоит в колонне первый, и вот у тех, кто первый, в руках по ложке. Внимание! Напротив каждой такой команды на некотором расстоянии стоит печка. Что такое печка? Стульчик или табуреточка, а на них пустая кастрюлька с двумя ручками по бокам. Правила эстафеты такие. Задача играющих детей по команде «Печь, топись! Лук, пекись!» взять один лучок, поддеть его ложкой, донести под веселую музыку или песенки до кастрюльки, не помогая рукой, положить лучок в кастрюльку, добежать обратно до своих товарищей и передать следующему ложку. Что делает следующий? Он тоже подхватывает следующий лучок, добегает до кастрюли, кладет лучок в кастрюлю, возвращается, передает ложку. И вот последний участник должен, положив, свой лук, взять уже полную лука кастрюльку, подбежать как можно скорее к своей команде, поставить кастрюльку на пол перед командой и громко крикнуть: «Лук готов!» Кто первый крикнет «Лук готов!», ну значит та команда и самая такая хозяйственная, вот они у нас победители. И, значит, они выбирают, какой салат мы готовим к общему столу: винегрет, для которого уже сварены овощи, или режем, например, фруктовый салат. «Мы винегрет», – говорит команда-победитель. Ну, значит, они делают винегрет, а другая команда делает другой салат, например, фруктовый.
Игра «Корзинка». Двое играющих поднимают соединенные руки. Это как бы корзинка. А все остальные – это овощи или огород. Они все вместе встают, взявшись за руки. Руки нельзя размыкать. Все поют несколько раз подряд: корзинка, корзинка, плетеная спинка, набери нам овощей для салатов и для щей. Корзинка, корзинка, плетеная спинка, набери нам овощей для салатов и для щей. Двое играющих подняли соединенные руки, они корзинка, а все остальные, огород, не размыкая рук, пробегают под корзинкой, как под воротцами. Но в любой момент воротца могут опуститься и кого-то из играющих накрыть, поймать, он как бы попал в корзинку. И вот тогда попавшийся должен назвать. «А ты что за овощ?» – его спрашивают. Он должен назвать, что он за овощ. Его возьмут в корзинку. И теперь уже втроем стоящие в кругу будут поднимать руки и потом опускать воротца, чтобы поймать следующий овощ. Задача тех, кто попался в корзинку, назвать, что за овощ или что за фрукт, это уже как корзинка придумает. Корзинка растет, количество овощей на огороде уменьшается, пока не будет пойман последний. И тот, кто последний, самый ловкий, ему можно задать вопрос: ну хорошо, набирай себе команду, которая будет украшать наш стол. Вот одна команда у нас будет делать, например, тарелки, посуды, вырезая из корки арбуза. Для этого нужно разрезать арбуз пополам, как вы понимаете, удалить вкусное содержимое и оставить только саму арбузную корку, как чашу. А дальше можно раскрасить с помощью тоненьких иголочек, ножичков, кончиков, ножниц, различными узорами. Вот команда, набранная победителем, может подготовить такую красоту для нашего стола, а сам арбуз как чашу мы наполним, например, фруктовым салатом. То же самое, такую же посуду для украшения стола необычную, могут сделать старшие мальчишки, они очень любят это дело, например, из половинок тыквы. Вот такая необычная посуда может украсить покровский стол.
Надо еще репку, конечно, вытянуть. Игра-эстафета «Тянем репку». Очень веселая для тех ребят, которые постарше. На расстоянии от каждой команды – тоже командная игра – стул. И вот сажаем на этот стул одного из участников команды. Это будет репка. Накрываем плечи каким-нибудь желтым платочком и поем: «А вот и репка моя, репка сожженная, репка сожженная да огороженная». Правила такие, объясняем. По команде «Тянем, потянем, вытянуть поможем!» стоящий первым бежит к своей репке, которая напротив него сидит, обегает вокруг – это значит он как бы не смог вытянуть. Что же делать? Возвращается к команде, к тому, кто стоял за ним, и тот цепляется двумя руками за пояс первого. Теперь они вместе бегут до репки. Главное, не размыкать руки, не падать, чувствовать друг друга. Обегаем вокруг репки, возвращаемся за третьим и так далее. Последний в команде в тот момент, когда все, держась друг за друга, обегают репку, берет репку за руку, то есть как бы вытягивает, и репка уже цепляется за последнего игрока. И вот так, держась друг за дружку, команда с репкой должна вернуться на исходное место и сделать это как можно скорее и крикнуть: «Вытянули репку!» (Анастасия Абрамова)
– Праздничные викторины по покровским храмам России и мира. Покровские храмы стоят по всей России. Они построены в разные времена, но схожи в одном: все невероятно красивы, все эти храмы являются украшением нашей земли. Но, прежде всего, конечно, мы вспомним храм Покрова на Нерли. Можно вспомнить несколько покровских храмов в Москве: это и Покровский собор на Красной площади, и храм Покрова в Медведкове, и Покровский храм в Измайлово, и церковь Покрова Божьей Матери в Филях, и храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители. (Илья Боярский)
– Да, действительно, вот можно сделать такой слайд-фильм – путешествие по разным уголкам земли – и придумать вопросы, чтобы догадаться, в каком именно уголочке России мы оказались. И это будет праздничная викторина с близкими и друзьями в день Покрова. А можно устроить викторину «Путешествие по покровским храмам мира». И что тут нужно иметь в виду? Викторина – это не экзамен, который проверяет знания. Викторина – это повод пробудить интерес, дать возможность полюбоваться, если мы показываем слайд, картинку, и что-то для себя новое узнать. (Анастасия Абрамова)
– Итак, путешествие первое. (Илья Боярский)
– Перед нами или картинка, или просто мы задаем вопрос. Внимание, задача – догадаться, о каком храме идет речь, и где именно, в какой стране он находится. Мы, конечно же, не говорим детям, но начинаем с нашей страны, где праздник Покрова особенно любим. Этот храм, скажем мы, называют белой лебедью русской архитектуры, красавицей называют, сравнивают с невестой, с жемчужиной. (Анастасия Абрамова)
– Если дети сразу не догадались, можно задать второй, наводящий, вопрос: храм белокаменный и очень маленький, всего лишь с одной главкой. Миниатюрный и в то же время такой грациозный, что известен своей красотой во всем мире. (Илья Боярский)
– Да, это удивительный храм, маленький, с одной главкой, а красавица и жемчужина. Что же в нем такого примечательного? Еще подскажем, он самый первый из всех покровских храмом, когда-либо построенных на Руси. (Анастасия Абрамова)
– Он древний, построен более 800 лет назад. (Илья Боярский)
– И стоит он посреди лугов на реке, и его так и называют во всем мире, упоминая название этой небольшой русской реки. (Анастасия Абрамова)
– И ответ – мы оказались на реке Нерль недалеко от города Владимира, то есть церковь Покрова на Нерли. (Илья Боярский)
– Да, тут и слайд может нам пригодиться. Обязательно это надо увидеть действительно, красоту этого храма, удивительно вписанного в красоту луга излучины реки Нерль. И, конечно же, викторина – это вот всегда открытие чего-то нового. Нужны пояснения. Легкая, стройная, никаких узоров, никаких цветов, только белый цвет, будто невесомая. Такое ощущение, что она из единого куска белого камня высечена. (Анастасия Абрамова)
– Храм Покрова был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским. Он, кстати, построил больше тридцати храмов и монастырей и установил праздник Покрова Божьей Матери как раз в ознаменование того, что Пресвятая Богородица принимает всю русскую землю под свой омофор, мафорий, под свою защиту. (Илья Боярский)
– Тут в нашу викторину можно, конечно, вписать и некоторые стихи, которые заранее розданы нами на осенних листочках, на бумажных осенних листочках разным ребятам, пришедшим к нам на праздник, или взрослым. Ну, тут, конечно, вспоминается знаменитое стихотворение о храме Покрова на Нерли Бориса Чичибабина. Мы пришли с тобой и замерли и забыли все слова перед этим чудом каменным, перед храмом Покрова. Что ни камень, а из света свит, из любови, из молитв. (Анастасия Абрамова)
– Итак, путешествие второе. (Илья Боярский)
– Где же мы окажемся на этот раз? А этот храм находится в самом центре Москвы посреди площади. (Анастасия Абрамова)
– Задаем следующий вопрос: храм необыкновенно красивый, причудливый, разноцветный, с восемью большими куполами. (Илья Боярский)
– Его называют, надо сказать, иконой в камне. Иконой, которая передает образ величия и несравненной красоты царствия небесного. (Анастасия Абрамова)
– Для детей постарше можно задать такой вопрос. 450 лет назад его повелел построить царь Иван Грозный в честь победы над казанским ханством. (Илья Боярский)
– Да, его строили шесть лет русские зодчие, имя которых сохранила наша народная память – Постник и Барма. (Анастасия Абрамова)
– Ну, вот уж если не догадаются, последний вопрос. В народе этот храм называют в честь любимого москвичами святого и провидца, юродивого, прах которого и покоится в соборе. (Илья Боярский)
– Да? Кто же это? Конечно, это Василий Блаженный. А что же это за храм? Собор Василия Блаженного мы называем его в народе, а вообще-то, это Покровский храм на Красной площади, в самом центре Москвы. И конечно, тут опять вспомним стихотворение, посвященное этому храму, что-нибудь из Дмитрия Кедрина. Мы в нашем буклете приготовили вам в помощь такие тексты. Ну, раз уж мы путешествуем не только по русским храмам, а мы обещали путешествие по покровским храмам мира, то отправляемся дальше. (Анастасия Абрамова)
– Путешествие третье. (Илья Боярский)
– И теперь мы покидаем Россию. И ваша задача – догадаться, в какой стране мы окажемся. Хотя надо сказать, что эта страна не православная, но здесь тоже есть храм в честь Покрова, а значит есть верующие православные люди. (Анастасия Абрамова)
– Страна, где мы оказались, находится на островах Восточной Азии в Тихом океане. (Илья Боярский)
– И долететь до этой страны самым коротким путем можно только с нашего Дальнего Востока. (Анастасия Абрамова)
– Православную веру в XIX веке принес сюда русский святитель – равноапостольный Николай. (Илья Боярский)
– А равноапостольного Николая называют Николай Японский. И покровский храм находится в маленьком городе этой страны, неподалеку от реки с названием Кавабэ. Где же мы оказались? Что это за страна? (Анастасия Абрамова)
– Я думаю, все мы уже догадались, мы оказались в Японии. (Илья Боярский)
– Да, здесь тоже есть церковь в честь Покрова Богородицы в городе Хитоёси, Япония. Здесь поблизости от этого города в реке проходит крещение взрослых. И так река Кавабэ как бы становится японским Иорданом. А равноапостольный Николай Японский и в сегодняшней Японии один из самых известных русских святых и самый почитаемый здесь даже среди нехристиан. Некогда, мы знаем, что Николай Японский, святитель, обошел всю Японию, город за городом, поселок за поселком, проповедуя Евангелие. И каждая из сегодня в Японии существующих православных общин – это, по сути, его детище. Вот что мы расскажем. (Анастасия Абрамова)
– Ну, наконец, путешествие четвертое.
Мы покидаем Японию. В какой стране теперь мы окажемся? Здесь тоже есть храм в честь Покрова. Ну а раз есть храм, значит есть и православные верующие люди. (Илья Боярский)
– Да, и страна, где мы оказались, она находится в Северной Америке. (Анастасия Абрамова)
– Когда-то здесь была могучая империя индейцев майя и ацтеков. (Илья Боярский)
– Да, и столица этой страны называется Мехико. Где же мы оказались? (Анастасия Абрамова)
– Ну, разумеется, в Мексике. Покровский храм в Мексике расположен в предместье мексиканской столице в городе Непантла. В настоящее время в Мексике насчитывается около 15 тысяч русскоговорящих соотечественников, и многие из которых посещают более-менее постоянно или периодически наше православное богослужение. Служба, кстати, проводится еще и на испанском языке. И есть храм Святотроицкий в самой столице, в Мехико, ну и есть храм Покровский вот в этом городе Непантла. (Илья Боярский)
– Путешествие пятое.
Мы покидаем Мексику. И вот в какой же стране мы теперь окажемся? (Анастасия Абрамова)
– Страна, где мы оказались, занимает целый материк. (Илья Боярский)
– Да, здесь обитают такие животные, как утконосы, ехидны, коалы, кенгуру, и такие диковинные птицы, как эму, какаду. (Анастасия Абрамова)
– Ну, я думаю, как только дети услышат «кенгуру», сразу догадаются. Речь идет об Австралии. (Илья Боярский)
– Да, мы оказались в Австралии. И здесь есть Свято-Покровский храм в городе Сиднее. (Анастасия Абрамова)
– Первым православным священником, вступившим на землю Австралии, был иеромонах Дионисий, прибывший с русской антарктической экспедицией Беллинсгаузена на корабле «Восток» в 1820 году в канун Пасхи, и совершил божественную литургию. (Илья Боярский)
– Да, отправляемся в путешествие дальше. (Анастасия Абрамова)
– Путешествие шестое.
Где мы теперь находимся? В какой стране? (Илья Боярский)
– Эта страна занимает обширную территорию Евразии. (Анастасия Абрамова)
– Она пролегла в трех климатических поясах: арктическом, субарктическом и умеренном. (Илья Боярский)
– На ее территории проживают более 180 народов, которых объединяет общая история, общая культура и общий язык. (Анастасия Абрамова)
– Здесь самые красивые восходы и закаты, самые величественные леса, поля и реки. (Илья Боярский)
– А православной эта страна стала в X веке в 988 году по воле святого князя. (Анастасия Абрамова)
– И ответ: мы вернулись в Россию. (Илья Боярский)
– Да, совершенно верно. Ну, и теперь, конечно, мы можем пройти, например, по московским Покровским храмам. Итак, друзья, не забудьте, что праздник Покрова, действительно, один из самых удивительных, теплых, любимых. И к нему надо немножко подготовиться: обязательно испечь праздничный пирог и собрать, согреть за праздничным столом друзей и близких, согреть добрым напутственным словом, историей, разглядыванием иконы, играми, песнями, викторинами. (Анастасия Абрамова)
– Подведем итог. В чем духовный смысл праздника? Первое, это в указании на участие, на сострадание Матери Божией в нашей земной жизни, в ответ, прежде всего, на нашу молитву о помощи и заступничестве. Также смысл в том, что нам следует учиться умножать заботу друг о друге, учиться быть не потребителями, а покровителями, то есть, самим заботиться о других, помогать тем, кто нуждается в нашей, пусть и малой, но помощи и заботе. И еще, есть смысл в том, чтобы стремиться, чтобы каждый наш день, который мы проживаем на этом свете, не прошел бы без труда, без заботы о наших ближних; не прошел бы без того, чтобы мы были бы соработниками Бога в этом, нашем, пускай и грешном, мире. (Илья Боярский)
– Дорогие друзья, на нашем диске вы можете услышать те церковные авторские песнопения, которые звучат в Покровские дни. Слушайте, подпевайте. А после – небольшой серьезный разговор, подведение итога только для взрослых, пояснения и комментарии священника о том, в чем важно обязательно надо разобраться самим взрослым или вместе с подростками, чем не смутиться, что можно затронуть, какие вопросы, в разговоре со старшими детьми. В студии были священник Илья Боярский, настоятель Храма Двенадцати Апостолов в Ховрине, отец четырех детей. (Анастасия Абрамова)
– И культуролог – Анастасия Абрамова. (Илья Боярский)
– С наступающим праздником! (Анастасия Абрамова)
(62:35 –77:48 – звучат песнопения)
– Слово священника. (Анастасия Абрамова).
– Когда мы смотрим на икону праздника Покрова Богородицы, мы видим, словно, все уровни духовного бытия. Здесь и простые люди молящиеся, и сама Богородица, и святые, и ангелы, и Господь наш Иисус Христос. И даже люди, которые пришли в храм, тоже разные. И вот Церковь вмещает в себя всю эту полноту, вмещает, благословляет, освящает. И самое главное, она всегда открыта для тех, кто желает войти и вот эту полноту обрести в своей жизни. Ведь наши дети – подростки – у них есть часто вот эта тоска, ощущение какой-то острой нехватки чего-то важного в их жизни, что что-то нужно, чего-то надо добиться, чего-то надо достичь; тебя должны увидеть, узнать, тебя должны понять. Постоянно находятся в каком-то поиске, в борьбе. И такое чувство некоторой неполноценности. С детьми постарше можно об этом поговорить, потому что человек был создан Богом для полноты жизни. Мы не должны были испытывать каких-то страданий, угрызений, ощущений несправедливости, несовершенства. Мы должны были жить в раю с Богом, друг с другом в счастье, в любви. Но вот этот рай потеряли. И поиск потерянного рая, общение с Богом, вот этой любви, наполняющей все существо человека, – это в каждом совершенно человеке оно присутствует, просто проявляется по-разному, потому что кто-то видит путь, как найти эту полноту, а кто-то только ищет. И вот проблема подростков, что они пытаются вот эту пустоту, которая появилась после грехопадения, потому что раньше общение с Богом наполняло человека, ему было этого достаточно, а сейчас какая-то пустота образовалась, и подросток, ребенок еще не так это чувствует. Ему достаточно бывает мамы, друзей, каких-то простых детских радостей. А подросток – нет, он входит во взрослую жизнь и пытается найти себя и восполнить пустоту. И чем же наши подростки, наши дети могут, что предлагает им мир? Самые такие простые пути, легкие, нажатие кнопки, гаджет какой-то определенный, потому что, к сожалению, никто не избавлен от этой страсти, порока – лень. Мы пытаемся найти самый простой путь. И не всегда самый простой путь – самый верный. Подростки пытаются найти, чем восполнить эту пустоту в Интернете, в телефонах, в играх, я уже не хочу говорить о чем-то более таком, наверное, серьезном, но и не находят. Пытаются и, бывает, из-за этого становятся более агрессивными, замыкаются, не все могут признать свои ошибки, особенно, если это подросток. И вот с самого начала этого пути, поиска, потому что иногда можно человеку объяснить, но чаще всего человек сам до чего-то должен дойти, и вот мы должны помочь, хоть немного. Может быть, рассказать о своем опыте, может быть, каком-то негативном: где мы искали, чем заполнили эту пустоту в своей молодости, в своей жизни; рассказать о положительном опыте; показать, что, прежде всего, мы должны искать Царствие Божие, общение с Богом. А вот как можно общаться с Богом – это же по-разному. Это, конечно же, Церковь. Но это и добрые дела. Как раз праздник Покрова об этом. Любовь деятельная, жертвенная, когда мы проявляем любовь, заботу к нашим близким. Кто такой близкий? Тот, кто рядом с тобой. Вот, где можно найти то, чем заполнить пустоту в душе. Может быть, это даже и Интернет, потому что Интернет, как нам говорят опытные отцы, это просто инструмент, как нож. Ножом можно почистить яблочко и дать любимому человеку или ножом, не дай Бог, можно кого-то поранить или даже зарезать. Вот так же и Интернет – можно в Интернете даже что-то найти, что-то для души, что человек будет самореализовываться, находить себя. Но главный путь – он всегда будет оставаться. Он будет идти к Богу, но, может быть, каким-то немножко своим путем. Кто-то находит в творчестве, пытается через музыку, через стихи, через еще какое-то искусство наполнить себя, обогатить себя. Но и мы как взрослые, как уже опытные люди, которые, может быть, даже набили шишек в своей жизни, мы можем это сито, через которое будет просеиваться то, что должно падать им в душу, а то, что должно выбрасываться, мы это сито можем нашим подросткам показать – где и как его найти. Ребенка невозможно вырастить в теплице. Рано или поздно он столкнется с искушениями, с соблазнами этого мира. И нам надо постараться воспитать в нем этот иммунитет, духовное видение, потому что в наш век такого количества информации всевозможной, столько всего приходится просеивать подростку через свою душу, через эмоции, через разум, что даже взрослый не всегда с этим может справиться. А куда уж человеку, который еще не сформировался! Что это за духовное сито? Если человек понимает цель жизни, это счастье. В чем счастье? Любить, быть любимым, помогать, жертвовать чем-то, заботиться. Вот такая любовь деятельная. Чтобы не была в их жизни к людям любовь такой же, как любовь к мороженому или к компьютерным играм. Вот избавить их от потребительства – вот в чем духовное сито. Что несет нам духовную пользу, то стараемся принимать. Даже если это идет откуда-то из Интернета, из искусства. Не обязательно из Евангелия или из церкви. А то, что может повредить нашей главной цели, то, что можем опустошить нас, отнять время, отнять силы, отнять эмоции, которых не так много, отнять то, что мы должны потратить на наших ближних, – вот эти вещи, которые поступают в наши души, мы должны просеивать и научить наших детей тоже. (Илья Боярский)
Благодарности
Храм 12-ти апостолов в Ховрине (настоятель – Илья Боярский) www.hram12apostolov.ru
Благодарим общину храма Сергия Радонежского и храма-часовни архангела Гавриила на Ходынском поле (настоятель – протоиерей Василий Биксей) за оказанную подержку www.sergiy-hram.ru
Большое спасибо Людмиле Ершовой за предоставленные аудиоматериалы
Художник – Олеся Озёрная