«ПРАЗДНИЧНОЕ ДЕТСТВО: День Архистратига Михаила»
Аудиоцикл культуролога Анастасии Абрамовой при участии священника Ильи Боярского «ПРАЗДНИЧНОЕ ДЕТСТВО» о праздниках Православной Церкви в жизни современной семьи. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
По благословению Митрополита Рязанского Марка Московский Центр для детей и родителей «Рождество» представляет…
Праздники православной церкви в жизни современной семьи.
– В студии – священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати апостолов в Ховрине, отец 4-х детей. (Анастасия Абрамова)
– И культуролог Анастасия Абрамова.
Сегодня мы будем говорить о празднике Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных..
— о том, как подготовиться к нему вместе с детьми, как рассказать о нем детям, что пояснить, на что обратить внимание
— о том, как этот праздник может помочь ответить на рано или поздно возникающие важные вопросы: откуда взялось в мире зло, против какой злой силы собрано ангельское воинство и как этой злой силе противостоять, чем ангелы отличаются от людей и можно ли стать как ангел, что имеется в виду, когда так говорят
— постараемся ответить и на вопросы: в чем же состоит ангельское служение? и чем можем мы сами послужить Богу? кто может стать воином Христовым? и как вырасти крепким духом богатырем? что нам нужно знать о воинстве Небесном и о воинстве земном?.. (Илья Боярский)
– поговорим также о том, что можно сделать своими руками вместе с детьми, как порадовать близких в день праздника и вместе к нему подготовиться.
Как рассказать о названии праздника
Итак, начнем с того, что детям нужно о празднике рассказать. (Анастасия Абрамова)
– Начнем с того, что вслушаемся в его название и разберемся в значении этих торжественных слов: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.
Итак, кого же мы называем Небесные Силы бесплотные? Так в церкви именуют ангелов.
Вначале расскажем детям о том, как Бог сотворил небо и землю. В Библии сказано: «…небо и землю». «Земля» — имеется в виду мир наш, материальный, а «небо» — мир духовный. И вот перед тем, как сотворить землю, Бог сотворил духовный мир, ангельский мир. Ангелы – духи; они бестелесные, поэтому невидимые, примерно, как и наши души. А так же, как люди, они имеют ум, волю и определенную силу.
Бог сотворил их бесчисленное множество. Ангелы служат Богу, исполняют Его волю, они безгрешны. И благодатью Божией они так утвердились в делании добра, что грешить не могут. (Илья Боярский)
– Итак, «Небесные Силы бесплотные» — вот как можно рассказать детям, что здесь имеется в виду…
«Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» — название праздника начинается с этого слова – «Собор». Что же обозначает «Собор Небесных Сил»?
И тут, конечно, мы вместе с ребятами вспомним, что это слово нам знакомо. Наверняка, многие ходят на праздничные богослужения и на воскресные службы в большой храм – собор. Это слово обозначает главный храм города или монастыря, но также есть в русском языке и другое значение. Давай попробуем найти однокоренные слова, близкие по значению: «собраться», «собрание», «собранные»… Да, «собор» – это и собрание, собрание для совета, для решения каких-то важных дел. Что же такое собор Небесных ангельских сил? Значит, это собрание, соединение всех святых ангелов, которые служат единодушно Богу. (Анастасия Абрамова)
(00:04:06 – 00:04:34 – звучит музыка, отрывок песни «Ангелы в небе высоком живут…»)
Архистратиг Михаил
– У небесных ангелов есть свой предводитель – его именуют Архангел Михаил. Архангел – значит ангел высший по чину, от греческого «αρχι» – главный, старший. Архангел Михаил — то есть «старший ангел». Мы до сих пор, когда хотим подчеркнуть важность, значимость, первостепенность чего-то или кого-то, употребляем именно эту приставку «архи»… (Илья Боярский)
– И вместе с ребенком вспомним примеры. Например, когда мы говорим, что нам очень-очень-очень важно сделать какое-то дело, мы можем сказать «нам это сделать просто архиважно»… (Анастасия Абрамова)
– Или вспомним примеры из церковной жизни: «архиерей»… (Илья Боярский)
– …то есть тот, кто старший над другими священниками, над иереями. Или вспомним слово «архитектор» — то есть главный над зодчими, над строителями. (Анастасия Абрамова)
– Еще архангела Михаила называют по-другому — Архистратиг Небесных Сил. А что означает «архистратиг» (опять же приставка «архи», а следующее слово — «стратиг»…)?(Илья Боярский)
– И тут мальчишки сразу радуются и говорят, что всё, что связано со «стратегиями», («стратежками», как часто сегодня называют целый разряд не очень приветствуемых в семейном кругу игр) — эти слова им известны. «Стратегия», «стратегический» произошло от греческого «strategos», то есть (мы скажем нашим мальчикам и девочкам),это — искусство генерала. Стратиг, стратег — значит «предводитель», тот, кто имеет власть определять стратегию или верный план действий. Вообще в жизни это очень важно — уметь определить стратегию и верный план действий… Но именно так, прежде всего, называли военноначальников, предводителей воинства.
Значит, спросим мы: «Архистратиг Михаил – это?..» «Предводитель ангельского воинства», – ответят нам дети. Действительно, есть много иконописных изображений Архистратига Михаила, где он предстает перед нами в образе воина. Вместе с детьми всмотримся в эти изображения. Научимся читать икону как книгу, о чем рассказывает она?о чем свидетельствуют знаки, символы…
«Вот перед нами Архистратиг Михаил, – скажем мы. – Почему он действительно предводитель Небесного Воинства, что нам об этом говорит?» Скажут дети: «Да, точно предводитель воинства. У него кольчуга, у него доспехи, на руках поручи, на ногах поножи, как у настоящего богатыря, плащ наброшен на плечи, меч в руках».
Но тут мы приглядимся… Меч. Скажем: «Посмотри, ведь это меч необычный. Что в нем необычного?» Действительно, он огненный, пламенный. Что же это обозначает, что же это за знак? Конечно, с одной стороны, это напоминание нам об особой силе предводителя Небесных сил и потому — особый меч в его руках. С другой стороны, этот символ — пламя — напоминает нам о молитве пламенной, чистой…
Еще приглядимся к облику Архангела. «Смотри, – скажем мы, – волосы его придерживает голубая лента». Это тоже знак, тоже символ: свидетельство чистоты помыслов, нетленности души.И здесь для нас наука – беречь эту самую чистоту, сердечную чистоту нужно и нам.
Еще обратим внимание: Архангел Михаил держит часто в руках воинское копье. А верх его украшает белая хоругвь. Это тоже знак – знак непоколебимой верности Архистратига Царю Небесному – Богу. (Анастасия Абрамова)
(00:08:55 – 00:04:34 – звучит церковное хоровое песнопение)
Воинство Небесное
– Итак, Архистратиг Михаил – предводитель ангельского воинства…(Анастасия Абрамова)
– А что же такое это воинство Небесное, что оно из себя представляет? – наш следующий вопрос в разговоре с детьми…(Илья Боярский)
– Будем вместе разбираться.Мы спросим у ребят: «Когда бывает необходимо воинство?» Конечно, мальчишки, прежде всего, скажут, да и девочки подхватят: «Воинство нужно тогда, когда есть какая-то угроза, когда необходимо охранять мир, порядок от этой угрозы, от злой силы, от натиска ее». Что же за сила противостоит ангельскому воинству, от чего хранит нас ангельское воинство – вот вопрос… (Анастасия Абрамова)
– Да, по сути, это очень важный вопрос: откуда же в мире появилось зло, злая сила? (Илья Боярский) И на него нужно ответить…
– Расскажем детям об этом так, как повествует Церковь.
Ангелы все были сотворены не только добрыми, любящими, служащими Богу существами. Но Господь наделил их свободой воли: кому служить, кого любить? Свобода воли дана была ангелам. И ангелы любили Бога, друг друга. От этой жизни в любви имели постоянную великую радость. Эта радость служения друг другу нам сегодня, людям, тоже опытно знакома. В нашем доме, когда мы живем по любви, то сердце наполняет радость. Так и было когда-то тогда…
Но Бог дал ангелам свободу. И один из самых высших могущественных ангелов по имени Денница возгордился своим могуществом и силой и не захотел исполнять волю Божию, не захотел служить Ему — Господу, Творцу мира. Захотел сам стать как Бог. И он начал клеветать на Бога, всему противиться, все отрицать. И изменился – стал темным, злым духом…
Тут нам очень интересно всмотреться с детьми в иконописные изображения Архангела Михаила вновь.. И сейчас не только его облик привлечет наше внимание, но и то, что на иконе вместе с изображением Архистратига Михаила мы можем увидеть и того самого, кто был когда-то светлым ангелом, Денницей, воспротивившимся Богу, возгордившимся, решившим, что и «я как Бог»…
«Где же он? Давай найдем его, – скажем мы нашим детям, – давай посмотрим, где же он здесь, что за облик у него ныне…» Да, мы увидим: обычно или у ног, или под ногами самого АрхистратигаМихаила или его крылатого коня, словно попирающего врага, есть его изображение — часто в виде змея или какого-то темного существа. Кто же это? Кого попирает богатырский конь Архангела? Да, это и есть тот, кто когда-то был светлым ангелом, но, отпав от Бога, он потерял свой светлый образ, его облик исказился. И называть его стали, и по сию пору так называем: не Денница, а дьявол или сатана. Потому что слово «дьявол» означает «клеветник», а слово «сатана» значит«противник» — противник Бога и всего доброго. (Анастасия Абрамова)
– Когда мы говорим о злой силе, необходимо обязательно сказать, что Денница, сатана, дьявол, как мы сейчас его называем, он не один отпал от Бога, но увлек за собой, соблазнил, и часть других светлых ангелов…(Илья Боярский)
– …Да, соблазнил, за собою увлек и других ангелов. И они лишились данного им света, данной им радости. И облик их тоже изменился. Они изменились, сделались темными духами. И вот тогда против них выступил Архангел Михаил: «Кто равен Богу? Никто как Бог». Произошла на небе война. Архистратиг Михаил и ангелы его, светлые ангелы Божии, воевали против отпавших от Бога темных духов. И эта сила злая не могла устоять против ангелов Божиих. Ангелы низвергли с неба темных духов. Но те так утвердились во зле, что теперь уже не могут быть добрыми. Они стараются коварством, хитростью за собой увлечь каждого человека, чтобы человек тоже отвернулся от Бога и служил этой тёмной силе. (Анастасия Абрамова)
– На этом примере можно показать ребенку, как страшно отойти от Бога: что можно из светлого стать черным, темным, злым… (Илья Боярский)
– Да, можно из такого домашнего солнышка, ангела стать просто настоящим Змеем Горынычем… (Анастасия Абрамова)
– Но, слава Богу, ангелов все-таки больше, чем нечистой силы. Ангелов на небе великое множество: Архангелы, Серафимы, Херувимы, Начала. Каждый из них выполняет свою миссию, свою задачу, по-своему служит Богу.Это — могучее воинство. Они – наши великие заступники и помощники. В день праздника мы радуемся этому и молимся нашим небесным заступникам, величаем всех ангелов Божиих, и так будем петь:…(Илья Боярский)
(00:16:16 – 00:16:48 – звучит церковное хоровое песнопение, величание)
Ангел-хранитель
– Теперь узнаем: а кто же из множества ангелов Божиих ближе всего к человеку? (Анастасия Абрамова)
– Ближе всего к каждому из нас — это наш Ангел-хранитель. (Илья Боярский)
– Когда же он стал нашим спутником и за нас перед Богом молитвенником? (Анастасия Абрамова)
– По учению церкви, во время Таинства Крещения каждому из нас Господь дает Ангела-хранителя. (Илья Боярский)
– Очень важно принести ребенку весть о том, что он никогда не бывает в мире одинок, что рядом с ним всегда есть невидимый помощник — данный ему от Бога Ангел-хранитель. И важно научить малыша самой простой молитве – обращению к Ангелу-хранителю.
Когда мы зовем кого-то близкого, мы называем его по имени: мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка, и обращаемся с какой-то просьбой. Как же позвать Ангела-хранителя, как обратиться к тому, кто невидим? Для этого существует молитва. И самая простая молитва: «Ангел-хранитель мой, будь рядом со мной, не оставь меня… Ангел-хранитель, сохрани маму, сохрани папу, братика, сестру, не оставь нас». А есть прекрасная молитва к Ангелу-хранителю, где он называется «свете светлый»: «Свете светлый, светло просвети душу мою, наставниче мой и хранителю, от Бога данный ми Ангеле». Детям чуть постарше – старшего дошкольного, школьного возраста эта молитва очень придется по сердцу. (Анастасия Абрамова)
(00:18:19 – 00:18:37 – звучит музыка, отрывок песни «Ангел мой, будь со мной, ты впереди, я за тобой…»)
– Дети очень любят и маленькие иконочки с Ангелом-хранителем. Всегда спокойно им на душе, когда такая иконочка стоит у постели, всегда дает ребёнку напоминание, что он не один, что есть хранитель, который хранит его даже во сне.
И эта хорошая тема для разговора: что значит быть хранителем?(Илья Боярский)
Быть как Ангел…
– Время поразмышлять с ребенком о том, что имеют в виду, когда говорят: «ты мой ангел», «он для нас как ангел», «для нашей семьи это просто как ангел»… Это разговор о значении слова в переносном смысле, в иносказательном. Как же мы в нашей культуре, в нашем языке вообще воспринимаем слово «ангел», «ангел мой» в переносном смысле? о ком так говорят?
Поразмышляем с детьми: а кто у нас в доме ангел? Один мальчик однажды мне сказал: «У нас дом полон ангелов. Бабушка как ангел и мама как ангел, а папа бывает как Архистратиг Михаил».
Здесь важно обратить внимание на то, что когда мы так говорим, то имеем в виду вот что. Быть «как ангел» — это значит быть милостивым, заботливым, всегда бежать на помощь. Даже тогда, когда, может быть, еще не позвали, но ты уже сердцем чувствуешь, что твои руки нужны, что они, как крылья, могут быть обращены навстречу тому, кого нужно обнять, приголубить, кому помочь…
«Как это сделать? – спросим мы у ребенка. – Делом, да. А словом можно помочь? Каким, например?» Если я обращусь к тебе словом ласковым в нужный момент, то я – «как ангел». Мама,услышав такие слова от сына или дочки, непременно скажет: «ангел ты мой!»…
Найти слова утешения – это важно. Найти повод для того, чтобы послужить, что-то сделать такое, что прибавит или сохранит радость в доме – важно. Быть хранителем радости в доме: на стол накрыть, чисто-начисто вытереть скатерть, помыть мамину чашечку, когда она не просила, убрать не только свои игрушки, но папины вещи, не все же это делать маме… Вот тогда действительно дом становится полон маленьких ангелов. (Анастасия Абрамова)
Ангельское служение
– Быть ангелом – это значит служить. Поэтому на иконах ангелов изображают с крыльями. Чтобы послужить, оказать помощь, нужно очень быстро оказаться рядом в нужный момент, в нужную секунду — рядом с тем, кому нужна твоя помощь и забота. (Илья Боярский)
– Тут ребята очень часто задают множество вопросов. Ангельский мир их начинает будоражить — как встреча с чудом, которое оказывается всегда рядом с тобой. Например, такие вопросы: чем вообще ангелы отличаются от людей? у них, правда, есть крылья?..
И тут мы скажем: мы точно знаем, что крылья — это знак, знак того, что ангел спешит на помощь так быстро, как будто мчится на крыльях ветра или как птица торопится, спешит служить Богу, нести Его волю людям. (Анастасия Абрамова)
(00:21:59 – 00:22:59 – звучит музыка, отрывок песни «Помолись о мне, светлый Ангел мой…»)
– Необходимо детям сказать, как переводится слово «ангел» с греческого языка. «Ангел» означает «вестник». Почему так мы называем ангелов? Потому что они возвещают людям волю Божию. (Илья Боярский)
–Вестник – это тот, кто приносит вести, разные известия. И тут мы перелистаем, например, детскую Библию или возьмем открыки, на которых изображены иконы праздников года. Положим перед ребенком, откроем страницы книги. Они нам многое могут рассказать об ангельском служении…Нам нужно, например, вглядеться в изображение праздника Благовещение Пресвятой Богородицы… (Анастасия Абрамова)
– И праздника Рождества Христова… (Илья Боярский)
– Или, например, в то, где мироносицы у гроба – Воскресение Господне…
Посмотрим на эти изображения и скажем: «Давай найдем ангела вот здесь, на иконе Благовещение Пресвятой Богородицы. Где он?» Сразу: вот он — крылатый вестник. Да, здесь ангел стоит перед девой Марией, ангел-вестник. (Анастасия Абрамова)
– Вспомним или расскажем: а какую же весть он приносит Пресвятой Богородицы?.. А какую весть ангелы принесли пастухам (найдём их на иконе Рождества)? И какую же весть ангел возвестил мироносицам у гроба?..(Илья Боярский)
– Да. Таким образом, разговаривая, разглядывая изображения икон праздников мы как бы вновь соединяем в единую систему и строй календарных праздников года, и значение слова «ангел» как вестник, и представление об служении ангельском…
«А где же живут ангелы? –спрашивает ребенок. – Где они живут?» (Анастасия Абрамова)
– Тут ответ зависит от возраста. Потому что ребенку маленькому достаточно сказать:«на небе у Бога». Если ребенок постарше и уже разбирается, что такое космос, атмосфера, планеты Солнце, можно сказать, что «небо» мы понимаем не наше видимое небо, где облака и звезды, а как мир духовный, вне нашего земного мира, вне космоса, он там, где Бог. (Илья Боярский)
–Ангелы живут там, где Бог, Пресвятая Богородица и наши святые покровители… (Анастасия Абрамова)
(00:25:40 – 00:26:55 – звучит церковное хоровое песнопение)
О чём ещё рассказывают иконы с изображением Архангела Михаила?
– О чем же еще могут рассказать изображения Архангела Михаила? Нам нужно вместе хорошенько в них вглядеться, и мы обнаружим еще несколько важных знаков, которые все — говорящие.
Вот, например, такое изображение Архангела Михаила, где он в одной руке держит трость, копье… «А в другой, – скажем, – посмотри, что?» Внимательно вглядываясь, дети обычно говорят: «Я не знаю, что это. Это какой-то шар прозрачный?». «Да, – мы скажем, – это — сфера. Часто Архистратиг Михаил изображается с такой сферой в руках…» Что же это значит, о чём говорит? (Анастасия Абрамова)
– По-славянски такую сферу называют «зерцало». Это символ предвидения. И –могущества, власти над Вселенной. Часто сфера в руках Ангелов украшена крестом или монограммой Христа. Это напоминает, что сила и могущество Ангелов даны им Господом.(Илья Боярский)
– Какие еще иконописные изображения помогут нам понять кто же он, Архистратиг Михаил? (Анастасия Абрамова)
– Церковная история говорит нам о многих чудесах, которые через Архистратига Михаила Господь посылал людям в ответ на их молитвы и просьбы о помощи. (Илья Боярский)
Домашнее творчество к празднику
— Рисунки-загадки о чудесах Архангела Михаила
– Конечно, расскажем о чудесах Архистратига Михаила. Например, о чуде в Хонех или о чуде в Риме, или о чуде с кладом… И можно попросить ребят (если их в доме несколько) или и ребят, и взрослых нарисовать иллюстрацию к одному из этих чудес, заранее не объявляя, какому именно чуду посвящена работа. А затем попросим домашних догадаться: о каком же чуде рассказывает рисунок? Для того чтобы устроить такую небольшую семейную историю-загадку, заранее нужно раздать задания с темой рисунка (они могут быть написаны, например, на белых листах в форме облачка или голубых в форме звёздочки), но так, чтобы другие не знали о том, что будет рисовать каждый художник.
— Декорируем рамку к открытке
Что можно сделать еще? В любой иконной лавке можно найти открытки с изображением Ангела-хранителя — и иконописные, и живописные (такие, где можно увидеть, например, как Ангел-хранитель бережно сопровождает в пути маленьких деток, такое очень детское изображение служения Ангела-хранителя). Готовясь к празднику Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, можно сделать к такой открытке рамку — «оклад». Как это сделать? Мы возьмем твердый картон большего размера, чем наша открыточка, пластилин или соленое тесто, клей ПВА. Приклеим открытку на картон, а оставшуюся рамочку выложим пластилином или соленым тестом. Останется только сделать красивый декор по этому окладу. Крупный бисер, бусы, красивые фасолины, чечевица, скорлупки от фисташек – все может пойти в дело. Но так, чтобы это действительно получилась красивая работа, чтобы радовала глаз. С благоговейным отношением творить, не забывать, что и для чего мы делаем…
— Образы Небесного воинства и воинов-богатырей
Что можно сделать еще? Очень важно понимать, что праздник собирается вокруг ангельского воинства, наших ангелов-хранителей… В день праздника каждый член семьи может принести туда, где обычно собирается семья (у кого-то это на кухне, у кого-то — в гостиной) иконочку своего Ангела-хранителя. Если мы их поставим рядом, зажжем перед каждой иконой свечу, то получится как бы такой малый образ ангельского воинства. Это празднично, торжественно и помнится надолго. Они – главные герои, которых мы величаем и прославляем в этот день.
Но в то же время для того, чтобы дать детям почувствовать, кто же такой настоящий герой, и как вообще учиться быть воином Христовым, крепким духом богатырем, можно вглядеться вместе с детьми в наш героический эпос, в былины. Там действуют герои, многие из которых — змееборцы. Нам важно не просто читать, а, читая, примечать, вдумываться: какая сила вдруг делает настоящим героем, богатырем простого солдата или кожемяку, кузнеца, пахаря?
И тут важно обратить внимание вот на что. Спросим детей, читая, например, сказку «Никита Кожемяка»: «Ну, скажите: что же делает Никиту героем-богатырем? Какой он — настоящий богатырь?» Ребята обычно говорят так: «Ой, он очень сильный, крепкий, ловкий». «Да, – скажем мы. – верно. Но вспомните-ка, а с кем бился Никита Кожемяка?» – «Со змеем». «А змей какой?» – «Сильный». «Смелый?» – «Смелый». «Ловкий?» – «Ловкий». Интересно…. Значит, не сила, не крепость мышц, не ловкость определяющи, хотя, конечно, это очень важные качества. А что же важнее?Вглядимся повнимательнее….
Никита Кожемяка мнет себе кожи, сколько бы царь его не просил выйти на бой со змеем. Приходит к нему и раз, и другой — сам царь, да с царицей!- сколько ни просит «только ты, Никита, можешь спасти нашу царскую дочь», а все напрасно. Никита кожи мнёт, на бой идти отказывается. И сказитель даже говорит о Никите: «Так задрожал, видя царя с царицей на дворе своем, что двенадцать кож враз порвал…». Можем ли мы сказать, что это человек такой решительной смелости, стойкости, который ничего не боится? Не можем. Задрожал: «Мое ли дело воевать? Мое дело – кожи мять».
Так что же вдруг делает простого кожемяку настоящим богатырем? Это сила сострадания. Что придумали царь и царица, приступив к Никите в третий раз? Они привели под его окно 200 вдов и сирот, которых змей осиротил. И следующая фраза сказителя: «Видя слезы сиротские, Никита сам прослезился, обмотал себя пеньковой веревкой, смолой обмазал, к змеиному логову побежал, да так заколотил в его ворота, что по бревнышкам они раскатились!..» Дальше стали они биться…
Ищите такие богатырские сказки. В них внимание сказителя сосредоточено на том, что именно эта способность сердца горячо откликаться на беду другого, приходить, лететь на помощь — и дает человеку необыкновенную силу.
И тут, конечно, можно и читать, и рисовать, и сказывать, и показывать и в теневом театре, и разыгрывать с куклами сказку о Никите Кожемяке, «Бой на Калиновом мосту», былины об исцелении Ильи Муромца, об Илье и Соловье Разбойнике, о Добрыне Никитиче и Горыныче Змее, об Алеше Поповиче и ТугаринеЗмеевиче, вообще сказки о змееборцах, о богатырях. (Анастасия Абрамова)
(00:34:26 – 00:35:14 – звучит музыка, отрывок песни «Что не три горы зашаталися…»)
– На что еще важно обратить внимание? Детям очень хочется примерить на себя образ богатырский- особенно, конечно, мальчикам, лет с 4х. Подумаем с детьми: а как становятся богатырями? когда? Только ли тогда, когда мы столкнулись с такой бедой, для преодоления которой никаких сил не жалко? Нет, учиться быть богатырем можно вот прямо сейчас. Сколько тебе лет? 3, 4, 5, 6… самое время делать первые богатырские шаги. «А что это за богатырские шаги?» – скажем мы. Это, может быть, очень громкие шаги, которые весь дом сотрясают? Или о чем-то другом речь?.. Как идти по жизни богатырскими шагами? Разберёмся: кто такой богатырь? Это тот, кто защищает мир своего дома, своей земли. Значит учиться быть богатырем можно потихонечку, начинать с того, чтобы учиться хранить мир в своем доме, в своей семье. Это и есть первые богатырские шаги…. Очень важное умение быть не воинствующим, а миротворцем. Хранить дух мирный. Неслучайно русская пословица говорит нам о том, что самый-самый настоящий богатырь – это тот, кто самого себя победил. И вот это — повод порассуждать с детьми, что нужно победить в самом себе, чтобы мир вокруг нас -мир нашего дома, прежде всего, — стал добрым миром. Поговорить о том, что, бывает, такой мир нарушает, отчего, как отражать такие атаки и не допускать их.
Разыгрывая сказки богатырские, читая их или показывая с куклами или в теневом театре, очень важно помочь нашим детям примерить на себя образ богатыря – богатыря, который мечом просто так махать не будет, с воинственными кличами выскакивать на дороги нашего дома не станет. Но силу в себе копить богатырскую будет. И не лишним будет подбросить в игровой материал ребенка, скажем, плащ — какой-нибудь красный мамин платок. Теперь у тебя есть плащ. Можно сковать вместе с папой доспехи. Как это сделать? Все знают: нужен шлем и нужна кольчуга. Вы можете в буклете, который сопровождает наш аудиодиск, найти подробно, как «сковать» богатырские доспехи, шлем, кольчугу из подручных материалов. Например, шлем — из бутылки с чистой водой и фольги, а кольчугу — из ткани, которая (опытные мастерицы-мамы про такую знают знают) называется «чешуя».
А вот без помощи папы мы коня богатырского не сможем вырастить. Из самого большого папиного носка мы соорудим голову коня. Нужен тут набивной материал, две пуговицы для глаз, бахрома для гривы, палочка хорошая такая, чтобы блестела как настоящий конь. Вот тут без папы никак. Веревочка нужна, чтобы примотать голову коня из носка к палочке-туловищу. И, конечно, можно вместе с ребятами или вышить, или с девочками сделать узорную тесьму-уздечку. (Анастасия Абрамова)
– А еще с ребятами постарше папа может вместе сделать настоящий деревянный меч. (Илья Боярский)
– Такой деревянный, а не мягкий меч дает как раз представление о силе и опасности оружия, оказавшегося вдруг в руках того, кто ещё не научился владеть собой. Вот это тоже важный момент.
Можно также сделать кукол-богатырей и заставу богатырскую. Условно обозначим ее, например, четырьмя картонными домиками или домиками из Lego, или камнями, как будто бы обозначающими направление пути. А как сделать самого богатыря, чтобы мальчик и девочка могли играть с ним, разыгрывать сюжетно-ролевую игру и рассказывать свои сказки, истории? Да очень просто. Возьмем за основу внутренний картонный цилиндр, вокруг которого наматывается бумажное полотно. Мы покупаем такие бумажные полотенца в магазине. Вот это будет основа фигурки нашего богатыря. А дальше опять нам в помощь фольга, малярный скотч ( им мы обозначим лицо), тряпица-плащ, «куем» из фольги меч. Все это подробно описано в нашем буклете. Это сделать просто, и получится целая богатырская застава. (Анастасия Абрамова)
– Еще обязательно надо сделать Змея Горыныча. То есть того, кто будет на эту заставу нападать. От кого обороняться? Как раз от него. Можно сделать из старой черной перчатки. (Илья Боярский)
– Да. Достаточно пришить к указательному, среднему и безымянному пальцам этой перчатки «языки пламени» из красной тесьмы и сверху вдоль по длине перчатки пришить гребень с хвостом. И к большому пальцу, к мизинцу – еще два гребня как большие крылья. (Анастасия Абрамова)
– Да, конечно, многие мальчишки и даже девчонки примеряют на себя плащи, шлемы, вооружаются мечами, представляют себя воинами, богатырями, витязями, играют солдатиками. И здесь важно, каков герой, которому они подражают.
Нужно избегать милитаризации детского сознания. Компьютерный мир, мир игр-стрелялок может быть противовесом героическому эпосу. И вот тогда мамин платок на спине – плащ готов. На спорткомплекс набрасываем старое темное покрывало Змеем Горынычем, в руках меч (половник иногда, если нет меча), и — соколами и орлами в бой. (Анастасия Абрамова)
(00:41:35 – 00:42:28 – звучит музыка, отрывок песни «Взвейтесь соколы орлами…»)
– Надо сказать, что в любой народной культуре есть такие традиционные игры, тренировки, которые помогают обрести внутреннюю крепость, смелость, напористость. И такие мужские забавы-поединки есть и в нашей игровой традиции. И тут мы готовы поделиться с вами некоторыми подобными забавами-поединками, которые могут порадовать к празднику ваших друзей и близких. Например, это такие забавы… (Анастасия Абрамова)
– «Сорви шапку». Двое примерно равных по росту поединщиков входят в круг. У каждого на голове картуз – кепочка. Задача – кто первый сорвет шапку с головы противника. Только надо следить за детьми, чтобы все-таки была игра по правилам.
Следующая игра «Петушиный бой» или еще ее называют «Вырви хвост».
Поверх одежды или курток, если это происходит на улице, повязываются шарфы или какие-нибудь платочки. А раньше это был просто кушак – такой пояс. А за них сзади подтыкаются девичьи платочки как петушиный хвостик. Два поединщика ходят в кругу один напротив другого, и задача каждого быстрее другого выдернуть платок из-за пояса, и поднести, вернуть его хозяйке.
Следующая игра «Тяни-толкай». Кушаком или шарфом поединщиков крепко привязывают спиною друг к другу, ставят в самый центр круга. Круг этот можно обозначить мелом, если на улице, или выложить, если дома, веревкой. Задача – или вытолкнуть противника из круга, двигаясь спиною назад, или перетянуть за круг в свою сторону, двигаясь вперед. (Илья Боярский)
– Пояснение священника. (Анастасия Абрамова)
– Дети сейчас в основном, к сожалению, пропадают внутри разных виртуальных гаджетов. И большая часть игр связана именно с агрессией: война, убийства, стрелялки, боевые действия. Наши дети, к сожалению, очень много времени посвящают подобным компьютерным играм. Что тут можем сделать мы, взрослые, их родители? Во-первых, мы должны понять, что с помощью этого оружия они пытаются самоутвердиться, реализоваться, стать победителем, стать героем. Где-то внутри у каждого из нас живет желание победить, защитить, быть рыцарем, богатырем. И, в принципе, это желание правильное. Только,главное, его направить. И тут важен образ героя, каков он, что им движет, что его отличает…
Компьютерные игры дают легкое решение, а легкие решения чаще всего бывают неправильным. Поэтому очень важно мальчикам (может быть, мы не можем навсегда их прогнать, насовсем из этого виртуального мира) дать альтернативу, чтобы они почувствовали, что значит действительно быть витязем…. Это одно направление.
Но есть и другое. Кто такой воин и что означает быть воином Христовым? Мы много говорим об ангелах, о воинстве небесном. Что же такое это воинство? Потому что дети, особенно помладше, воспринимают все очень буквально: мечи, щиты, копья. Но все-таки надо обязательно обратить внимание, что речь о духовной реальности, о том, что, прежде всего, надо бороться с самим собой, со злом внутри себя, со злом в своем сердце, с ленью, с жадностью, с обидами, с непослушанием, с праздностью. Надо победить грубость, грубые слова, отношение неправильное к своим родным в семье. Вот, прежде всего, кто такой воин… Легко победить кого-то, допустим, в компьютерной игре? А ты себя-то победил? А есть ли что, что в себе ты хочешь победить?… Такой разговор важен, в том числе, и на примере и житий святых, и героического эпоса, и рассказов более современных — о Великой Отечественной войне. Есть очень много хороших примеров, о том, что именно, прежде всего, человек побеждает, как борется с собой, со своей иногда трусостью, иногда со своей безответственностью, превозмогает себя. И тогда действительно он становится воином света, воином добра. Тут, прежде всего, духовная составляющая. (Илья Боярский)
(00:47:17 – 00:48:08 – звучит музыка, отрывок песни «Ты дороженька, ты Господняя…»)
Музыка праздника
– Надо обратить внимание, что и музыкальный строй праздника здесь нам в помощь. Какой же он? Конечно же, это все, что связано с прославлением воинства ангельского: и тропарь, и величание, и кондак праздника, церковные песнопения. Прекрасно встать в день праздника вместе всей семьей перед иконами, зажечь свечки, заранее написать слова величания или тропаря. Например, что по силам ребятам вашего возраста? тем, которые живут в вашем доме, в вашей семьей? Скажем, написать крупными буквами и — на стенку, чтобы видно всем было. Торжественно прославить наших ангелов-хранителей таким песнопением.
Но надо сказать, что образ ангелов – это один из любимых образов и в духовных стихах. Ангелы, как правило, предстают как проводники души из мира нашего земного в мир Божий, небесный. Ангелы являются как проводники душ человеческих к раю и часто испытывают эту душу. Какой же ты, душа, была, как же ты жила на земле, не жила ли так, что мимо рая прошла?
Еще можно, готовясь к празднику, познакомить ребят с одним замечательным музыкальным народным инструментом : он раньше и сопровождал пение былин (которые мы теперь просто читаем), и пение духовных стихов (которые мы тоже можем разучить и петь к празднику), а также связан с образом одного из любимых богатырей. Это Алеша Попович — и он, как известно, был гусляр. Можно пригласить в гости гусляра, например, если празднует целый круг дружеских семей.
Можно, готовясь к празднику, вспомнить и о христианских песнях современных разных авторов об ангелах, об ангелах-хранителях, об Архангеле Михаиле.
Очень интересно здесь вдруг и открыть друзьям двери нашего дома «Богатырской симфонией», другим произведением классической музыки и вместе с нашими гостями, например, рисовать под эту музыку.
Праздничный день с гостями
Очень важно вновь помнить о том, что главные герои, которых мы величаем на празднике, – это ангелы, ангельское воинство, воинство Христово. Соберемся, поразмышляем вместе с детьми, в чем ангельское служение, посмотрим те иконы, о которых мы с вами говорили, поищем ангелов на иконах разных событий. И, главное- вопрос: а как мы-то сами можем послужить? Богу и ближним? И тут модно прямо на празднике предложить такое дело, которым можно послужить тем, кто рядом.
Когда речь идет о празднике, что это может быть за дело? Это или какой-то очень радостный приятный подарок, который можно унести с собой. Например, сделать те же оклады к иконочкам ангелов-хранителей, которые принесли ребята к вам в дом на праздник.
А как можно как послужить? Каждый испечет что-нибудь. Вместе сделать богатырский пирог или, например, помочь сварить хорошую богатырскую кашу, накрыть для нее на стол так, чтобы любо-дорого было позвать взрослых, порадоваться вместе.
-Сюжетная театрализованная игра
Что еще может украсить домашний праздник или праздник в дружеском кругу? Это может быть такая большая сюжетная игра по мотивам богатырского эпоса с победой над Змеем Горынычем. Змея Горыныча можно сделать не только из перчатки. Например, спрятать его за ширмой, сделав головы из воздушных шариков, приклеив к ним красные язычки, будто бы язычки пламени. Эти головы будут повержены в результате атаки богатырей с богатырскими мечами.
Богатырский эпос всегда производит сильное впечатление на ребят. И если раньше, готовясь к празднику, мы могли что-то с куклами рассказывать, картинки, иллюстрации разглядывать, то на празднике можно устроить и теневой театр, не только сюжетную игру.
Как, например, сделать для теневого спектакля Змея Горыныча? Можно взять пластиковые бутылки, из которых мы пьем воду, Coca-Cola и Pepsi-Cola, надрезать с широкой части донца – это голова Змея, открывающая пасть. Надрезать эту «пасть» так, чтобы были видны острые зубы. Вставить плотно в горлышки палочки. Соединить все вместе таким образом, чтобы человек, который за экраном теневого театра, мог ими управлять. Действительно, тогда перед нами предстанет картина такого «живого», довольно опасного Змея. Внимание всех детей включается так, как будто они невидимыми ангелами-помощниками становятся за плечами сказочного героя, сопереживают, сопутствуют ему в этой битве «не на жизнь, а на смерть»…
И, конечно, не забудьте отметить праздничный день вкусной богатырской кашей.
Есть еще такая прекрасная игра, которая называется или «Тайный друг», или «Ангел». В чем она заключается? Когда гости приходят в дом, каждому из них раздается, например, белый бумажный голубок или голубое облачко бумажное. На нем или на этой пташке написано имя одного из гостей. Никто не знает, кому досталось какое имя. Но это означает вот что: я получил имя того, кому буду весь вечер «тайным другом» или «ангелом». В чем задача моя? Ухаживать, проявлять знаки внимания (может быть, самые простые — передать какие-то приятные сюрпризы, конфетку, подарочек, заранее припасенный). Все время буду ухаживать за тем человеком, имя которого мне досталось. Но это нужно делать так неявно, чтобы тот и догадаться не мог, кто же именно окружает его такой заботой. В конце вечера — собраться общим кругом и высказать предположения, кто же сегодня был моим «ангелом», кто сегодня был моим «тайным другом». Это прекрасная игра, которая, как правило, с таким праздничным вечером в дружеском кругу вносится в дом, а дальше играть в нее можно всю неделю, одну, другую, а лучше — всю жизнь… (Анастасия Абрамова)
– Итак, сегодня мы говорили о том, как можно подготовиться к празднику Собора Архангела Михаила. (Илья Боярский)
– На нашем диске вы можете услышать те церковные и авторские песнопения, которые звучат в храме в день праздника и которые могут звучать в вашем доме. Слушайте и подпевайте.
В студии был священник Илья Боярский, настоятель храма Двенадцати апостолов в Ховрине, отец 4-х детей. (Анастасия Абрамова)
– И культуролог – Анастасия Абрамова. С наступающим праздником! (Илья Боярский)
(00:56:29 – 01:00:23 – звучит церковное хоровое песнопение)
(01:00:27 – 01:04:25 – звучит музыка, отрывок песни «Помолись о мне, светлый Ангел мой…»)
(01:04:29 – 01:07:50 – звучит музыка, отрывок песни «Ты дороженька, ты Господняя…»)
(01:07:55 – 01:10:16 – звучит музыка, отрывок песни «Ангел мой, будь со мной, ты впереди, я за тобой…»)
(01:10:17 – 01:11:39 – звучит музыка, отрывок песни «Ангелы в небе высоком живут…»)
(01:11:42 – 01:15:20 – звучит музыка, отрывок песни «Что не три горы зашаталися…»)
Благодарности
Храм 12-ти апостолов в Ховрине (настоятель – Илья Боярский) www.hram12apostolov.ru
Благодарим общину храма Сергия Радонежского и храма-часовни архангела Гавриила на Ходынском поле (настоятель – протоиерей Василий Биксей) за оказанную подержку www.sergiy-hram.ru
Большое спасибо Людмиле Ершовой за предоставленные аудиоматериалы
Художник – Олеся Озёрная